Рождение Карла Брюллова, учеба в Академии художеств Санкт-Петербурга

Статьи по культурологии » Жизнь и творчество Карла Павловича Брюллова » Рождение Карла Брюллова, учеба в Академии художеств Санкт-Петербурга

Страница 1

Родился Карл Павлович в 1799 году в Петербурге, в семье, где занятия искусством переда­вались из поколения в поколение. Для отца художника, одарен­ного скульптора-орнаменталиста, такое решение судьбы детей представлялось непреложным? Все четыре его сына проходят академическую выучку: Александр становится известным архи­тектором, Федор, рано умерший Иван и Карл — живописцами. С самых ранних лет мальчик знал, что должен заниматься рисо­ванием, что ему предстоит готовиться в Академию и, в конце концов, стать художником. Целенаправленность в воспитании сыновей связывалась у П. И. Брюллова с чертами чисто ремес­леннического отношения к искусству. Как педагог (а он на про­тяжении двенадцати лет руководил в Академии «классом орна­ментальной скульптуры на дереве, лакировального и золотарного по дереву мастерства»), отец художника был далек от методи­ческих устремлений современных ему профессоров живописи, че­му способствовал и сам характер его специальности. Он неиз­менно ставил «как» (в смысле приемов и навыков обучения) вы­ше, чем «что». Виртуозная натренированность руки и глаза, ов­ладение техническими навыками, предельная выдержка и дис­циплина в работе составляли для него основную цель специаль­ного обучения. Безразлично, чем именно будет заниматься впо­следствии художник, важно, чтобы техника не была для него по­мехой. И Брюллов вспоминал, как в раннем детстве ему не да­вали завтракать, если он не нарисует заданного отцом — вначале это были простейшие, но повторявшиеся бесчисленное множество раз рисунки человечков и лошадей. Жесткость подобных требо­ваний мальчик испытал на себе в полной мере, пока его не при­няли десяти лет в Академию в качестве казенного воспитанника. Но и впоследствии, независимо от учебных академических заня­тий, отец давал ему собственные задания и постоянно нагружал дома разнообразной, художественной работой. Ему приходилось, и рисовать, и делать живописные копии, и лепить из воска, как, например, фигуры двенадцати апостолов для модели Исаакиевского собора в Петербурге, и даже градировать карты для книги о кругосветном путешествии Крузенштерна. Известная, хотя и чисто внешняя аналогия существовала меж­ду направленностью обучения Карла Брюллова в домашней шко­ле и в Академии. Так, сначала отец дал возможность Брюллову овладеть технической стороной рисунка, в Академии же требования Андрея Иванова являлись выражением педагогического метода, и Брюл­лов со своей художественной отзывчивостью и восприимчивостью очень чутко откликался на методический рационализм, которым была отмечена передовая педагогика этого времени.

Пример Брюллова-ученика явился блестящим доказатель­ством и наиболее полным выражением принципов новой педаго­гической системы. Во многом именно ими определялась жизнен­ность его учебных работ, приобретавших характер творческих заданий. Не случайно исследователи отмечали, что «Брюллов в юношеских упражнениях своих выказывал нечто большее, чем простое знание академического рисунка: он умел придавать фор­мам человеческого тела не условную правильность, а жизнь и грацию .». Теми же чертами был отмечен и его подход к компо­зиции, к картине, даже в самых первых и еще не уверенных уче­нических опытах.

Несмотря на то, что Брюллов был казенным воспитанником и, значит, строго подчинялся общему академическому распоряд­ку, прохождение им курса обучения существенно отличалось от занятий его товарищей. Брюллов шел все время «не в пример прочим», и в результате из двенадцати лет пребывания в Акаде­мии почти десять проработал в натурном классе и немногим меньше занимался композицией, хотя для всех остальных эти разделы ограничивались пятью-шестью годами. Учеником первого возраста он переводится в гипсовый класс, а несколько ме­сяцев спустя оказывается уже в натурном, где получает в декаб­ре того же, 1813, года 2-ю серебряную медаль за рисунок, а в 1817 году - 1-ю медаль. И совершенным исключением было то, что в 1818 году Брюллов, еще находившийся в третьем возрасте, допускается к выполнению конкурсной программы, которая за­давалась исключительно готовящимся к выпуску старшими учениками.

Уже первая пробная композиция девятнадцатилетнего Брюллова «представить Самсона, которого Далила сперва усыпила на своих коленах, а потом посредством стригача остригла его волосы» заставила педагогов отнестись к нему как к самостоятельному художнику. Следующий же эскиз обладал такими очевидными достоинствами, что в решении совета было специально сказано о еще не завершенной брюлловской программе « .если она будет удостоена золотой медали, то назначить ему оную из процентов капитала, положенного . Демидовым на раздачу медалей за экспрессии». Действительно, картина «Улисс, представший царевне Навзикае после претерпенного им корабле крушения» (1818, ГРМ) была отмечена этой медалью. В следующем, 1819, году Брюллов получил 2-ю золотую медаль за «Нарцисса» (1819, ГРМ), а спустя еще два года—1-ю золотую мс даль за программу «Явление Божие Аврааму у дуба Мамврийского» (1821, ГРМ).

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Сравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид
Для каждой эпохи в искусстве, как и для этапов развития человечества в целом, характерно как новаторство, рождение новых форм, наполнение их иным содержанием, так и продолжение традиций, преемственная связь культур. В данной работе я на ...

Учеба в Италии
Выехав в Италию как пенсионер Общества поощрения художеств, жил и работал там в 1823-35. Впечатления "полуденного края", его природы и искусства помогли молодому Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копи ...

Изучения по теме “Пасхальные яйца. Исторический экскурс”
Потребность в эстетическом наслаждении в жизни человека занимает важное место. Благодаря этой потребности человек стремится сделать свою жизнь красивой – свой быт, отдых, свои взаимоотношения с другими людьми, все свои поступки человек оп ...