Общее описание памятников Уральского региона

Страница 1

В Стерлитамакском районе Башкирии АССР выделилась особая группа памятников эпохи бронзы, которая отличается от широко известных в Башкирии срубных и андроновских, но примерно синхронна им. Памятники эти, согласно определению К.В. Сальникова, следующие: селище Баланбаш, селище и могильник у села Урняк, Салихово I и Ахметово I,поселение Береговское близ Мелеуза. При этом в культурном слое поселений, кроме керамики типа Баланбашкой, была обнаружена посуда, характерная для срубной и андроновской культур.

Селище Баланбаш было открыто в 1934 г. разведочным отрядом Уральской экспедиции ГАИМК под руководством К.В. Сальникова в районе строительства железнодорожной линии Уфа – Ишимбай и тогда же было подвергнуто рекогносцировочным раскопкам. В 1951 г. Южноуральская экспедиция Уральского университета им. А.М. Горького во главе с К.В. Сальниковым произвела более широкие раскопки Баланбашкого селища.

Для выполнения поставленной задачи придется остановиться на характеристике каждой из упомянутых выше абашевских групп, чтобы отметить их общие и оригинальные черты и решить, можно ли объединить их в одну примерно одновременную археологическую культуру с башкирскими памятниками.

С этой точки зрения особенно интересна работа К.В. Сальникова “Абашевская культура на Южном Урале” , в которой автор подвел итоги всем известным в то время в науке сведениям о памятниках абашевской культуры, присоединил к ним ряд других из разведок и раскопок Южно-уральской экспедиции Уральского государственного университета, расположенных на территории Башкирии и окрестностях г. Магнитогорска в Челябинской области, и объединил их в единый культурный комплекс – абашевскую культуру. В настоящей работе будут разобраны башкирские памятники Стерлитамакского и Мелеузского районов, названные выше и отнесенные К.В. Сальниковым к числу памятников абашевской культуры.

Первым и аиболее важным из них является с. Баланбаш, расположенное на левом берегу р. Белой близ с. Красный Яр в Стерлитамакском районе БАССР. Здесь были проведены рекогносцировочные раскопки (вскрыто 44 кв. м) и обнаружен чрезвычайно интересный и новый для Башкирии материал, состоявший из металлических предметов, вещей, связанных с металлургическим и костерезным производством, обломков глиняной посуды и костей животных (крупного и мелкого рогатого скота, свиней и лошадей).

В результате анализа собранного материала селище было признано местом оседлого населения, а хозяйство населения – как земледельческо-скотоводческое. Время существования селища определено началом I тысячелетия до н.э. Материал из первых раскопок Баланбашского селища хранится в Государственном Эрмитаже. К.В. Сальников отметил в керамике и металле сходство орнамента с андроновскими памятниками. Последующие, более широкие раскопки Баланбашского селища дали К.В. Сальникову новый материал, который хранится в музее Уральского государственного университета.

Характеризуя эту коллекцию, следует сказать, что среди обломков посуды много фрагментов крупных толстостенных сосудов, диаметр горла которых от 40 до 50 см. Шейка у них прямая или немного отогнутая. Орнамент состоит из крупных каннелюр, расположенных под шейкой, овальных ямок, волнистых линий, полос из меандров, ромбов или елочек, нанесенных зубчатым штампом, и характерного так называемого «сечкообразного» орнамента. Хозяйство населения селища Баланбаш К.В. Сальников определил как земледельческо-скотоводческое и подчеркнул широкое знакомство с металлургией меди.

В 1945 г. два кургана Абашевского могильника (3 и 9) были исследованы О.А. Граковой. Во время раскопок О.А. Гракова сделала ряд ценных наблюдений над устройством могил, временем насыпи курганов, погребальным обрядом и ролью в нем огня. Эти наблюдения привели к выводу, что курганные насыпи прикрывали группы погребений не сразу, а через некоторое время после захоронений и отдельные группы могил более или менее продолжительное время оставались без насыпей и представляли собой обыкновенный грунтовый могильник.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Творчество Ван Дейка
Антонис ван Дейк вошел в историю мировоого искусства, как замечательный портретист, хотя за свою недолгую жизнь он создал значительное количество произведений на религиозную и мифологическую тему. К этому времени относится картина «Ринал ...

Памяти юного партизана
Памятник Владимиру Куриленко Возле Дворца пионе­ров находится сквер, на­званный именем юного партизана, комсомольца, Героя Советского Союза Владимира Куриленко. Здесь в 1966 году установ­лен памятник ему. Автор памятника – скул ...

Портреты 30-40 гг
Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изо-бражению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных ...