Музейный менеджмент

Страница 1

Конец ХХ века ознаменовал рождение 3-ей Промышленной революции, так называемой информационной революции.

Развитие информационных техно­логий приводит к тому, что при сохра­нении темпов прироста информации резко увеличивается скорость пере­дачи данных. Интернет и связанные с ним электронная почта, телеконфе­ренции, форумы и, наконец, инфор­мационное Web-пространство созда­ют открытую распределенную одноуровневую информационно-комму­никационную среду. Эта среда по­рождает принципиально новую структуру информации и, соответст­венно, управления ею.

В основе информационного менедж­мента лежат управление информаци­ей и управление с помощью инфор­мации. Под управлением информа­цией подразумевается формирование и организацию информационного пространства, а под управлением с помощью информации - использо­вание этого пространства как побуж­дающего к действию поля.

В XX веке сформировалось боль­шинство современных музеев Старо­го Света. Распростра­нение информации должно было ид­ти через музейного работника к посетителю, даже если мотивы посе­щения им музея были иными.

Во второй половине прошлого века, с повышением открытости общест­ва, начал слабеть государственный заказ. Музеи получили большую свободу в выборе типа деятельнос­ти, но и потеряли государственное финансирование. Кроме того, выяснилось, что по­степенно сменилась мотивация по­сещения музея: большинство людей приходят сюда не получать знания, а проводить свой досуг. В результа­те сменилась хранительско-ценностная парадигма музейной работы, произошла революция менеджеров культуры. Музеи, избравшие путь целевого использования своего по­тенциала, начали коммерциализироваться.

Появились такие поня­тия, как музейный менеджмент и некоммерческий маркетинг. Пер­вым актом информационной рево­люции можно считать именно рево­люцию менеджеров культуры. Ведь именно менеджеры культуры из­начально работали с информацион­ным потенциалом и информацион­ными ресурсами - то есть управля­ли информацией. Вообще, если революция менедже­ров явилась результатом того, что в марксизме зовется процессом перво­начального накопления капитала, то информационная революция, со­ответственно, - результатом про­цесса первоначального накопления информации. А шел этот процесс в первую очередь там, где ее, в невос­требованном еще виде, хранилось больше всего - в библиотеках, архи­вах, музеях.

Иными словами, в сре­де, которую принято называть гума­нитарной интеллигенцией. Еще в 1996 году, когда в русскоязычном интернет-пространстве

не было сколько-нибудь серьезных коммер­ческих каталогов и справочных си­стем, возник сервер "Музеи России" (www.museum.ru), который представлял обширнейшую спра­вочную информацию о большинст­ве отечественных музеев .

Сегодня культура в целом и музеи в частности упустили инициативу.

Ее перехватили молодые, не обреме­ненные старым бюрократическим опытом и хранительским (ценност­ным) подходом коммерческие структуры. Но здесь надо иметь в ви­ду, что культурный информацион­ный ресурс принципиально отли­чается от индустриального. Это от­личие состоит в абсолютной неис­черпаемости и саморасширяемости (синергетичности) культурных ин­формационных ресурсов. На Запа­де это давно поняли. Недаром сего­дня культурный туризм (неотъемле­мой частью которого являются му­зеи) является второй по доходнос­ти и первой по уровню инвестиций отраслью экономики. Конкретный пример этого - Шотландия: страна, обладающая крайне скудными при­родными ресурсами, живет припева­ючи за счет своих музеев .

Многие беды отечественных учреж­дений культуры происходят от того, что, освоив управление информа­цией, они не научились управлять с помощью информации, то есть не в полной мере освоили информацион­ный менеджмент. Причины тому - висящие на ногах гири старых адми­нистративно-командных методов уп­равления и сохраняющийся ценно­стный подход к своим сокровищам, то есть непонимание (а иногда и не­желание понять) собственно ме­неджмента. С помощью новых технологий сего­дня можно сформировать развитую информационно-коммуникацион­ную структуру, которая включает в себя не только компьютеризацию и информатизацию музея, но и систе­му постоянно действующих комму­никативных связей и информацион­ного обмена. Необходимо отметить, что использование компьютерных технологий делает гораздо более сложной систему дозирования и бло­кирования информационных пото­ков, свойственную для вертикально ориентированных пирамидальных административных структур. Это дает возможность создания по­стоянного открытого доступа всех сотрудников к культурному потенци­алу музея и участия их в формиро­вании его информационных ресур­сов. Кроме того, появляется система эффективных горизонтальных свя­зей всех сотрудников и оценки вкла­да каждого в общий поступательный процесс развития музея.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Художник Главного Морского штаба
В середине лета 1844 года завершилось четырехлетнее пребывание Айвазовского в Европе. Он вернулся на родину, увенчанный признанием, европейской славой. Друзья художника с радостью отмечали его возвращение. Академия художеств в сентябре у ...

Титаны ренессанса. Леонардо да Винчи
Четыре гения сияют в тогдашней Италии. Четыре гения, каждый из которых - целый мир, законченный, совершенный, впитавший в себя все знания, все достижения предыдущего века и вознесший их на ступени, человеку до тех пор недоступные: Леонард ...

Отдел истории культуры и искусства античного мира
Отдел истории культуры и искусства античного мира располагает коллекцией, насчитывающей свыше ста шести тысяч памятников культуры и искусства Древней Греции и Рима, античных колоний Северного Причерноморья и Древней Италии. Большинство из ...