Музыкальная культура

Страница 3

Взаимному культ. обогащению и укреплению творч. связей способствуют разл. праздники, декады, недели и дни литературы и искусства, музыкальные конкурсы и фестивали, проходящие в Башкортостане и др. регионах России и зарубежья. Традиционным стало проведение фестивалей музыки композиторов Урала и Поволжья (Уфа - 1983, 1989, 1995). Установлены творч. контакты баш. музыкантов с композиторами и музыковедами Германии (округ Галле) в форме многочисл. взаимных концертов, совместно проводимых фестивалей. Свидетельством роста муз. культуры и профессионализма композиторов и музыкантов Башкортостана является их успешное выступление на междунар. конкурсах (см. Музыканты РБ - лауреаты международных конкурсов и фестивалей). Концертную деят-сть ведут творч. коллективы респ. - Нац. симф. оркестр, камерный ансамбль "Солисты Башкортостана", симф. оркестр ТОБ . Значит. успехов достигли баш. музыканты в развитии разл. жанров популярной музыки. В области музыковедения и муз. фольклористики музыковеды активно разрабатывают актуальные проблемы проф. музыки и муз. фольклора .

Музыкальные общества, объединения проф. музыкантов и любителей музыки, ставящие целью эстетич. воспитание нас., развитие и пропаганду муз. культуры. В 1885-1906 в Уфе функционировало Об-во любителей пения, музыки и драм. иск-ва, собиравшееся в здании Дворянского собр. (ныне Уфим. гос. институт искусств). Среди его участников были скрипач Д.Н.Севастьянов, хормейстер А.А.Попов, пианисты Л.К.Новицкий, В.Д.Паршина и М.И. Андржиевская, виолончелист Е.И.Чубовский, певица Е.Я.Барсова-Цветкова и пианистка В.В.Тиманова. Организатором вечеров квартетной музыки был Севастьянов. При участии симфонич. оркестра (орг. в 1889, дирижеры Ф.Ф.Мотль, С.П.Копылов) в концертах исполнялись арии и сцены из опер рус. и заруб. композиторов, классич. хоровые и инструм. произв., романсы и нар. песни. В 1909 на юбилейных торжествах об-ва, посв. памяти С.Т.Аксакова, в летнем театре заводчика В.И.Видинеева были исполнены кантаты "Памяти С.Т.Аксакова". Их авторами были местные любители музыки О.И.Андрюкова-Шиленкова и С.Е.Райский (ст. Е.Поповой). Чл. об-ва коллективно был создан гимн к 300-летию Уфы (1886). В 1900-е возросла роль нац.-просветительских очагов в крае: в Уфе существовали кружок "Национальные мелодии, сцена и литература" под рук. Г.Г.Ибрагимова, нац. двухголосный хор и оркестр под упр. И.Терегулова, в Троицке - Об-во пропаганды театра и музыки и др. В 1959 создано Хоровое об-во БАССР (пред. М.П.Фоменков) - массовая обществ. орг-ция в системе Всерос. хорового об-ва, объединяющая проф. и самодеят. музыкантов. Отделения хор. об-ва были созданы во всех городах и р-ных центрах респ., что способствовало возникновению десятков хоровых коллективов разного профиля: акад., нар., дет. и национальных. Первыми акциями хорового об-ва в 60-е гг. стали респ. конкурсы на звание лучшего хорового коллектива, праздники песни, концерты, смотры и др. Правление Хорового об-ва оказывало отделениям на местах методич. и организац. помощь в создании Домов музыки (Стерлитамак, Хайбуллинский р-н), в оказании практич. помощи хоровым коллективам на местах, в издании сб-ков хоровых соч. и обр. для хора баш. комп., в орг-ции регион. смотров, конкурсов, певческих праздников, лекций, семинаров и т.д. В 1960-70 при Хоровом об-ве работали курсы хормейстеров-баянистов (рук. А.Г.Тихомиров), готовившие кадры для села. С 1961 работает Баш. эксперим. производств. комб-т с цехами по пошиву сценич. одежды и обуви, ремонту, настройке и прокату муз. инструментов. В 1988 на базе Хорового об-ва создано Муз. об-во БАССР (пред. засл. деят. иск-в БАССР Ш.М.Бикмухаметов).

Инструментальные ансамбли, коллективы музыкантов-инструменталистов, объединенные для совм. музицирования. Ранние свидетельства о формировании в Башкирии традиции домашнего музицирования в гор. среде относятся ко 2-й пол. 19 в. В Уфе в 1870-80 силами местных музыкантов под рук. видного скрипача Д.Н.Севастьянова проводились вечера квартетной музыки заруб. и рус. композиторов. Ансамблевое исполнительство составляло значит. часть программ концертов Об-ва любителей музыки, пения и драматич. иск-ва, кружков нац. лит-ры и музыки (см. Музыкальные об-ва).

После Октябрьской революции, с открытием музыкальной школы №1 г.Уфы (1920) и Баш. муз. техникума (1922), концертная жизнь активизировалась. Ведущие педагоги муз. техникума М.И.Андржиевская (фп.), С.А.Попов (скрипка), Ф.П.Садовский (виолончель) выступали в ансамбле, исполняя "Элегическое трио" С.В.Рахманинова. Среди любителей нац. иск-ва популярностью пользовался первый ансамбль баш. нар. инструментов, организованный при муз. ч. Башкирского государственного театра драмы (1927). В его составе были кураисты Ю.М.Исянбаев, Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов, гармонист Г.М.Мингажев, скрипач и худ. рук. Х.К.Ибрагимов. Репертуар составляли устные импровизации и обр. нар. мелодий. Начиная с 40-х гг. при Баш. гос. филармонии (БГФ) формируются фольк. и эстрадные коллективы: ансамбль кураистов (рук.: Г.З.Сулейманов, И.И.Дильмухаметов), эстрадные (рук. Н.Галеев, Б.М.Гайсин), И.а. Баш. государственного ансамбля народного танца (рук. А.С.Ключарев, Т.Ш.Каримов, Р.В.Муратшин), джаз-группа "Дустар" (рук. М.Х.Юлдыбаев) и баш. фольк. ансамбль TЯдкарL (рук. М.И.Гайнетдинов, Г.Г.Хамзин). Активными пропагандистами т-ва баш. комп. стали И.а. муз. уч. заведений республики. С кон. 50-х гг. в Баш. гос. муз. уч-ще (с 1960 Уфим. училище искусств - УУИ) существует ученический ансамбль скрипачей (рук. М.Г.Файн, М.М.Цинман, М.Е.Швайштейн, Б.О.Абдулбанеев), выступающий в концертах, на Баш. радио и ТВ. В 70-90-е гг. широкую концертную деят-сть ведут И.а., созданные силами педагогов и студентов Уфим. гос. института искусств: струнный квартет (рук. А.А.Калачев, С.К.Саркисянс) - дипломант 4-го Всерос. конкурса струнных квартетов (Тбилиси, 1979); рус. нар. инструментов TРодные напевыL (орг. в 1978, рук. А.К.Савицкий); студенч. (худ. рук. В.А.Башенев) - дипломант Всерос. конкурса исполнителей на нар. инструментах (Тула, 1986); старинной музыки (орг. в 1992, рук. Р.Ф.Салимова) и др. В их репертуаре соч. заруб., рус., отеч., в т.ч. баш., композиторов. С успехом выступают дуэт баянистов-педагогов (Р.Ю.Шайхутдинов, В.П.Суханов), трио баянистов в двух составах (Шайхутдинов, Суханов, Башенев; В.Грачев, С.М.Тюфяков, В.В.Фильчев), квинтет баянистов - лауреатов междунар. конкурсов (Шайхутдинов, Суханов, Фильчев, Тюфяков, Грачев). В числе И.а. муз. уч. заведений получили известность ансамбли виолончелистов УУИ (рук. В.В.Васильев), кураистов (рук. Сулейманов, Р.Р.Рахимов), эстрадный (рук. Юлдыбаев, Г.П.Маркоров), кураистов Учалинского муз. уч-ща (орг. в 1993, рук. А.М.Рахматуллин) и др. (см. Эстрадная музыка и джаз).

Страницы: 1 2 3 

Поплярное на сайте:

70-е: на сцене– большеглазые блондинки
В семидесятые индустрия моды, наконец, поверила в эстетику хиппи. Правда, драные на коленях клеши, умопомрачительной пестроты рубашки и украшения из унитазных цепей могли себе позволить лишь ультра-модники. Обычная же светская тусовка все ...

Выполнение росписи серии деревянных пасхальных яиц по теме: “Житие Иисуса Христа”
В качестве художественно-творческой части работы выбрана роспись серии деревянных пасхальных яиц на тему “Житие Иисуса Христа”. Человечество давно научилось использовать природные материалы для удовлетворения своих потребностей. Для худо ...

Карнавалы эпохи Средневековья
Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и ш ...