Театр классической эпохи. Театр Диониса в Афинах

Статьи по культурологии » Театр в Древней Греции » Театр классической эпохи. Театр Диониса в Афинах

Древнейшим из известных театральных зданий является театр Диониса в Афинах, расположенный в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя в последующие эпохи несколько раз перестраи­вавшийся. Его раскопки были завершены в 1895 г. Дёрпфельдом.

По двум незначительным остаткам стены Дёрнфельд установил круглую орхестру — террасу с диаметром 27 м. (Э. Фихтер считает диаметр этой ор­хестры равным приблизительно 20 м). Она была рас­положена на склоне Акрополя таким образом, что её северная часть вдавалась в гору, а южная — подпиралась стеной, поднимавшейся в самой южной части на 2-3 м над уровнем священной ограды Диониса и на западе вплотную соприкасавшейся с старым храмом.

Никаких каменных сидений в этом театре еще не было: зрители сидели на деревянных скамьях, а, может быть, на первых нарах и просто стояли. Византийский учёный Свида сообщает, что в 70-ю олимпиаду (т. е. в 499—496 до и. э.) временные сидения обрушились и что после этого афиняне соорудили театрон, т. е. особые места для зрителей.

Скена вначале не обо­значала дворца или храма. Однако более поздние пьесы Эсхила и драмы Софокла уже требовали в качест­ве задника дворца или храма, и на касательной ор­хестры стали сооружать деревянное здание скены, на фасаде которого вскоре появились 3 двери.

В это же вре­мя входит в обиход и сценическая живопись, причём рас­писные доски могли расставляться между ко­лоннами проскения. При Перикле театр подвергся пере­стройке, закончившейся, вероятно, после его смерти. Старая орхестра была отодвинута к северу. Таким образом бы­ло достигнуто несколько большее пространство для представления актёров и для сценических приспособлений, требовавшихся развитием драмы Софокла и Еврипида. Южная граница террасы была полностью пере­строена, и вместо старой кривой опорной стены была сооружена из крупных глыб конгломерата длинная (около 62 м) прямая стена , поддерживав­шая террасу. На расстоянии приблизительно 20,7 м от западного конца стены выступает к Скене примерно на 2,7 м солид­ный фундамент, имеющий в длину около 7,9 м. Пред­полагают, что он служил опорой для машин, при­менявшихся в театре. Но сама скена была еще из дерева. Несколько южнее старого храма был построен новый храм Диониса, в котором была помещена статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная Алкаменом. Опорные стены зрительских мест соприкаса­лись с одеоном — зданием для музыкальных состязаний, постройка которого была закончена Периклом в 443 до н. э. Сидения в этом перестроенном театре были всё еще из дерева, за исключением, может быть, некоторых по­чётных мест.

Имелись параскении. Здание скены при постановке, требовавшей изображения дворца или до­ма, было обычно двухэтажным, причём верхний этаж, возможно, несколько отступал назад и оставлял актёрам пространство спереди и с боков.

Храм мог иметь остроконечный фронтон. Перикловская рекон­струкция была завершена сооружением стоп — боль­шого зала, идущего вдоль всей длины новой опорной стены, с открытой колоннадой на его южной стороне.

Седущая большая перестройка афинского театра происходила во 2-й пол. 4 в. до н.э. (завершена ок. 330) и была связана с именем Ликурга, заведовавшего афинскими финансами.

Вместо временных деревянных строе­ний была построена постоянная каменная скена. Па­раскении выступали прибл. на 5 м от фасада скены. Фасад скены имел 3 двери. Вероятно, по фасаду и на своих внутр. сторонах па­раскении имели колонны. Некоторые учёные считают, что в каменном театре Ликур­га существовал деревянный проскений, несколько от­ступавший от здания скены и образовывавший портик (подобно тому, как это бы­ло позднее в эллинистическом театре).

Пьесы pазыгрывались по-прежнему на уровне орхестры, перед скеной, фасад которой приспо­сабливался (с помощью подвижных ширм, перегородок и других приспособлении) для представления отдель­ных пьес. Зрительские мес­та значительную часть ко­торых можно видеть в Афинах до сих пор) были сооружены из камня. Для поддержки их была построена двойная опорная стена. В нижнем ярусе простран­ство мест для зрителей делилось радиально поды­мающимися лестницами на 13 клиньев. В верхнем ярусе число лестниц удваивалось. Всего на склоне холма имелось 78 рядов. Орхестра была несколько отодвинута ещё дальше на север. Вокруг орхестры для стока дождевой воды был устроен канал.

Поплярное на сайте:

Сюрреализм
Начало сюрреализму (от фр. surre?alite? - cверхреальность) было положено изданием книги «Магнитные поля» (1919) Андре Бретона и Филиппа Супо. Вместо изображения объективной реальность целью искусства Бретон провозгласил сверхчувственную н ...

Ислам
Язык мусульманской архитектуры богат, весьма разнообразен и достаточно сложен, поскольку она всегда была связана с мировоззрением и идеями исламского общества, с представлениями мусульман о пользе и красоте. Ее главной движущей силой явля ...

Юность. Годы учения
Первоначальное образование получил в латинской школе во Флоренции. Учился живописи у Гирландайо, скульптуре у Бертольдо ди Джованни в основанной Лоренцо Медичи художественной школе в Садах Медичи. Копировал фрески Джотто и Мазаччо, изучал ...