Вильям Шекспир

Страница 6

Природа конфликта, определяющая жанровую спе­цифику трагедии, связана с определенными обязательны­ми условиями. Трагедия требует масштаба — философ­ского, эпохального, вселенского. Герой трагедии не может решать узколичные задачи, судьба его включена в движение времени или рока, и его свободная воля стал­кивается с неподвластными силами бытия, что обрекает его на поражение и гибель. Кроме того, необходима оп­ределенная эстетическая и временная дистанция между героем трагедии и зрителем, что является необходимым условием катарсиса. Поэтому давно отмечено, что траге­дия очень редкий гость в мировом искусстве.

Для зрелых трагедий Шекспира, начиная с «Гамлета», характерны новые особенности, составляющие их кон­траст с произведениями первого периода.

Во-первых, резко меняется сам фон действия. «Гам­лет», «Макбет», «Король Лир» недаром называют «север­ными» трагедиями. Здесь царит колорит сумрачный, ноч­ной, холодный. «Как воздух щиплется: большой мороз!» — замечает Гамлет, томясь на крепостных стенах в ожида­нии призрака. «Жестокий и кусающий воздух»,— вто­рит ему Горацио. Гром и ледяной дождь обрушиваются на несчастного короля Лира. Во-вторых, в трагедиях Шекспира принципиально меняется схема конфликта, наметившаяся, к примеру, в его ранней трагедии «Ромео и Джульетта». Любовная коллизия перестает быть сюжетным центром, она вклю­чается в новый магистральный сюжет — судьба человека на фоне кризисного состояния мира. И в-третьих, трагическому герою Шекспира предсто­ит решать проблемы внеличные, затрагивающие самые основы бытия, что неотвратимо ведет его судьбу к траги­ческой развязке.

Шекспировский «Гамлет», благодаря универсальнос­ти своего замысла, становится своеобразным прологом к зрелым трагедиям Шекспира.

Последний период творчества Шекспира (1609 - 1613) связан с новым для его творчества жанром — трагикомедией. Трагикомедия становится популярным жанром европейского театра эпохи барокко, формально само (звание подразумевает некий синтез двух прежде противостоящих по художественным признакам жанрам - трагедии и комедии. Позднему Шекспиру жанр оказывается близким. Он позволяет ему снять трагическое напряжение второго периода и открывает возможности создание некоей утопии, что особенно чувствуется в лучшей пьесе последнего периода — «Буре».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Поплярное на сайте:

Трагедия СССР и поздней России
Прежде чем перейти к современной российской трагедии, имеет смысл оглянуться на советскую драматургию. Казалось бы, проще всего было этот период проскочить. Принцип социального оптимизма тому виной либо что-то еще, но с точки зрения траг ...

Драматический театр
2 октября 1930 года пьесой В.Вишневского «Первая конная» начался первый сезон свердловского государственного драматического театра. За истекшие годы театр превратился в крупный и своеобразный творческий коллектив, с хорошим актёрским анса ...

Новогородская живопись
С закатом Киевской державы отошло в прошлое искусство “мерцающей живописи” – мозаика, - слишком дорогостоящей была бы она для удельных князей. Будущее принадлежало фрески и иконописи, техника которых отличается большой гибкостью, палитра ...