Эстетика и религия

Статьи по культурологии » Эстетика и религия

Страница 1

Плеханов писал: «Религию можно определить как более или менее стройную систему представлений, настроений и действий. Представления образуют мифологический элемент религии; настроение отношения и области религиозного чувства, а действия к области религиозного поклонения или культа».

В процессе деятельного исторического развития и взаимодействия искусства и религии в каждой мировой религии возникла определенная, функционирующая в структуре той или иной религии система искусств. Однако в каждой религии доминирует один из уровней, что создает неповторимую и специфическую атмосфе5ру духовной, вообще религиозно – эстетической жизни в особенности. Именно эта доминанта определяет оригинальность и своеобразие художественных и религиозных явлений, возникающих в процессе этого взаимодействия.

В процессе взаимодействия возникают синтезирующие искусства, которые определяют общие принципы организации данной системы искусств. Хотя этот процесс складывался стихийно, были попытки практически организовать искусство вокруг церкви. Так, в XIII в н.э. Иоанн Дамаскин реформировал систему осмогласия, что в каком - то смысле способствовало в дальнейшем созданию системы церковного пения.

Совершенствуя в вековой практике формы религиозной жизни и в особенности богослужение, церковь всегда следила за теми, чтобы они были связаны со священным словом. Этот принцип доминирующего значения слова разработан теоретически еще раннехристианскими богословами.

В силу такой образности слова текст священных писаний Библии, Корана, Вед и др.- поддается эффективной художественной интерпретации, переложению на язык поэтического или музыкального образа. Именно это дает основание, например, Н.Ю. Крачковскому, сделать вывод о том, что «Коран – первый памятник прозы… сравнения, повести…»

Относительно христианства, на что указывал Е.М.Браудо, писавший о том, что «еще в VI веке было установлено чтение Евангелия в церкви и страстей господних. Способ исполнения был обычный грегорианский лекционный глас, речи же Христа исполнялись в евангельском тоне.… Начиная с XII века, Евангелие стало изображаться в «лицах», хотя и без намека на какую – либо самостоятельную драматическую форму».

Театрализованные представления широко использовались при обрядах, совершаемых вне стен церкви, и в религиозных праздниках. Торжественные выходы патриарха или митрополита в православной церкви, сопровождались колокольным звоном и возглашением молитв, представления собой непередавемое зрелище.

Принцип театрализованного представления развит и в обрядах и богослужениях буддизма. По пышности обрядов и церемоний эта религия не уступает христианству и исламу. И в исламе существуют театральные представления, связанные с религиозным настроением. Например, элемент театрализованности есть в празднике мавлюд, который связан с коллективной молитвой в мечети, празднеством за столом и религиозной благотворительностью. В этом мусульманском празднестве доминируют положительные эмоции.

Церкви стремились ассимилировать языческие представления, придать им подлинно религиозный вид. На Руси в период раннего Феодализма возникает институт странников «калик перехожих», которые используют традиционные формы для пропаганды христианстсткой филосифии. Они создадают «Духовный стих», который призван заменить народную былину.

В средневековой Западной Европе под влиянием позднего императорского Рима, в котором возникают бродячие актеры – мимы и гистрионы складывается институт народных певцов и артистов.

Однако к народным артистам Западной Европы, так же как и в России «аскетически настроенная церковь относилась….чрезвычайно враждебно. Так же и светские власти подвергали их гонению».

В странах буддийской религии, в особенности в Индии, носителями этой народной художественной мудрости была каста бродячих актеров и мастеров – шильти, которые из века в век сохраняли народные представления о красоте, несмотря на сильнейшее давление буддийской религии.

Религиозное театрализованное представление должно было проходить в соответствующей эстетической среде. Такая среда создавалась церковной архитектурой, не менее эмоционально воздействующей, чем само драматическое действие. Церковная архитектура становилась необходимым эстетическим фоном, связующим воедино всю систему художественного воздействия.

Казалось бы сложная система взаимодействия искусства и религии должна бы создать устойчивую и внутренне непротиворечивую основу религиозно – эстетической жизни. Реальный процесс взаимодействия мировых религий и искусства, конечно, создал определенную целостность, функционирующую в основном на уровне культурно-духовном и социальном.

Вместе с тем в системе искусств той или иной религии существует не только синтезирующее, но и ведущее искусство, которое определяет принцип функционирования данной художественной системы.

Таким ведущим искусством могло быть и декоративно-прикладное искусство и скульптура (буддизм), декоративно-прикладное (ислам), или искусства изобразительные и пластические (христианство).

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Незамеченные шедевры
Врубель провёл в Венеции около полугода. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения — Тициан, Веронезе, — а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, — Карп ...

Начало творческого пути. Поездка в Италию
Возникший в 1821 году конфликт между А. Н. Олениным и Карлом Брюлловым был лишь предлогом для молодого художника выразить свое отношение к реакционной политике, насаждаемой в Академии. В свете общественного движения, развивавшегося в Росс ...

Перегостьба
Спустя день - два родители невесты ехали к молодым на угощение. Это называлось "перегостьба". После того еще катались на лошадях. На этом свадьба кончалась. Независимо от названия всюду это был заключительный пир, угощение, для ...