Эстетика сюрреализма

Статьи по культурологии » Эстетика сюрреализма

Страница 3

Бреттон пишет, что произведение может считаться сюрреалистическим лишь, поскольку художник стремился достичь тотального психофизического состояния, в котором область сознания – лишь его значительная часть. Автоматизм управляет художественным творчеством. Шесть десятилетий сюрреалисты играли известную роль в мировой и особенно во французской, литературе. Они пишут реальность в «глубинных слоях» души, «в высшей действительности», «во всевластии сна». Венгерский литературовед Ласло Кардаш писал: «Ясный, логичный, принимаемый обычно за реальность опыт кажется сюрреалистам менее достоверным, чем «действительность», скрывающаяся в глубине сознания или краю его. Поэтому все их тексты производят впечатление сложных конструкций, подобных сну». Сюрреализм утверждает бесконтрольность творческого процесса. Художник свободен от каких бы то ни было логических структур, он – обнаженное подсознание.

Сюрреализм отказывается контролировать и творческий процесс, и личность какими – либо нравственными и эстетическими категориями: «Мораль противоположна счастью с тех пор, как я существую» (Пикабиа). Сюрреализм стремиться очистить личность от социальной, нравственной и индивидуальной «шелухи».

Поэтика сюрреализма зиждется на постулатах: «антибанальность любой ценой», «ясность граничит с глупостью». Эти постулаты находят свое воплощение в повышенной метафоричности. Метафоричность, лежащая в основе образного мышления, абсолютируется сюрреализмом и доводится до парадоксального сопоставления друг с другом несопоставимых предметов. В одной из сюрреалистических поэм глаза возлюбленной сравниваются с двумя сотнями разных предметов. Глаза оказываются похожими на все – и поэтому ни на что не похожи. Метафора становится не средством познания мира, а способом его затемнения, придания ему загадочности и чудесности.

Произвольность сопоставлений придает образной мысли повышенную оригинальность. Поэмы превращаются в наборы метафор, которые трудно расшифровать.

Принципом сюрреалистической поэтики стала гиперболизированная метафоричность.

Сюрреализм проявил себя и в кино. Так, в фильме режиссера Л.Бунюэля «Андалузский пес» (1928) много пугающих, устрашающих, жестоких кадров, композиционно и сюжетно малосвязанных между собой. В одном из эпизодов фильма герой бритвой вырезает глаза своей возлюбленной. Для сюрреалистического кино, ищущего адекватные форма выражения сложной и жестокой реальности 20 века, характерен показ бессмысленной жестокости эротики, пугающих эпизодов. Внешнюю сторону сюрреалистической поэзии усвоило западное коммерческое кино в боевиках и триллерах. Эта поэтика по – своему воплотилась в фильмах ужасов Хичкока.

В документальном кино сюрреалистические тенденции проявляют себя в неожиданном монтаже и парадоксальном сочетании фактов. На основе собственных ассоциаций зритель должен сложить связное представление о реальности.

В театре сюрреализм опирался на драматургию Р.Витрака, Ж.Кокто, Р.Руссея. В «театре жестокости» А.Арто, близком по духу сюрреалистической эстетике, актер осуществляет над собой и над зрителем моральное насилие во имя того, чтобы «вырваться из созерцательно – безмятежного гедонизма». Арто спасается от реальности в мистике, экзотике, в загадочном и таинственном сверхреальном мире.

В пьесах Р.Витрака предмет художественного освоения – подсознание, психическая жизнь героев, балансирующих на грани между сознанием и безумием. Новое поколение сюрреалистов Ж.Грак, Ж.Кехадд в 50-60 гг. создало ряд пьес. Спектакли, поставленные в Париже по этим пьесам, - свидетельство живучести сюрреализма.

Пьеса Ж.Грака «Король – рыбак» навеяна легендой о Граале, но это не простой сценический вариант. В своем предисловии к пьесе Грак дает сравнительный анализ красоты в Греко – римских преданиях, согласно которым человек находится в руках богов. Грак отрицает трагедийное начало. Драматург полагает, что эти мифы повествуют о неустанных и часто удачных попытках добиться любви и власти.

Но наиболее ярко сюрреализм отразился в живописи.

Хуан Миро. Испанский художник Х.Миро в 1923 г. Вошел в круг главных создателей сюрреализма. Дух дадаизма и сюрреализма оказался наиболее созвучным его духовно – творческим интенциям, и в 1924-25 гг. он обретает свой оригинальный стиль, который фактически и стал одним из главных компонентов сюрреаистическиго движения в целом. В пространстве этого стиля с некоторым его внутренним движением он работал на протяжении всей своей жизни, создав большое количество высокохудожественных полотен, но также пробовал силы и в графике, театральном искусстве, скульптуре, а в поздний период даже в ассамбляже. А.Бреттон считал Миро «самым сюрреалистичным» среди сюрреалистов. И это не было преувеличением. Исключительно живописными средствами сюрреалистический дух с наибольшей силой передавал Миро. По своему внутреннему складу он был иррационалистом и эзотериком. Из всех сюрреалистов и других авангардистов он дальше всех стоял от всяческих характерных для авангарда поверхностных эпатажных акций, архиреволюционных, бессознательных процессов и глубинного спонтанного видения мира, открывает принципиально новые возможности перед живописью, Миро полностью ушел в творчество.

Страницы: 1 2 3 4 5

Поплярное на сайте:

Светочи России и Чувашии
XIX век называют «Золотым веком» русской культуры. Это время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в достижениях культуры ...

Мифы и легенды
Легенды (от лат. legenda, «то, что надлежит прочитать»), как группа фольклорных произведений, объединяются наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходившее на границе исторического и ...

Миракль
Само название миракль происходит от латинского слова "чудо". И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил - святого Никол ...