Наука, культура и религия

Статьи по культурологии » Наука, культура и религия

Страница 2

Если реализм рассматривал общее как нечто идеальное и предшествующее вещи, т. е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного, то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы. Таким образом, спор реалистов и номиналистов явился философским, так как в нём фактически обсуждались проблемы единичного и общего, их диалектика.

Создателем католической теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225-1274). Используя основные идеи Аристотеля о форме и материи, он всецело подчиняет им учение религии. Ничто материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы- Бога. Бог же существо чисто духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. К тому же материя пассивна. Активность ей даёт форма.

Аквинский предлагает свои доказательства существования Бога, которые использует и современная католическая церковь.

В эпоху Возрождения было сделано много научных открытий, но самое главное- была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения.

Вся культура Возрождения, её философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений- человеческий.

Новая культура и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно та роль, которую играла античная культура в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи, как эпохи Возрождения, или Ренессанса.

Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения? Во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы; во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности- Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвёртых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени-XVв. 2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия-XVIв.

Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т. е. прямо не отрицая существование Бога, она отождествляла его с природой. Николай Кузанский (1509-1588) сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве.

Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества- безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется пантеизм: Бог заранее есть всё, что только может быть.

Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548-1600). Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров во вселенной. Вместе с тем Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевлённость материи. Но его Бог- это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы: Бог растворён в природе. Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников. Он отмечал постоянную изменчивость всех вещей и явлений.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Зритель и выбор репертуара
Вопрос, который тоже непосредственно связан с взаимодействием актера и зрителя, это то, как зритель влияет на выбор пьесы, распределение ролей и репетиционный процесс? Взглянешь иногда на сводки: какие пьесы, сколько раз, в скольких теат ...

Развитие кинематографа в странах Западной Европы и Азии
В Европе кино развивалось эволюционно. Первые кинофильмы состояли из одного плана, редко превышавшего одну минуту по продолжительности. Это действительно были «движущиеся фотографии». Вот что пишет о первых фильмах критик Хрисанф Херсонск ...

Художники эпохи Высокого Возрождения
Отдельные тенденции искусства Высокого Возрождения предвосхищались в творчестве выдающихся художников 15в. И выражались в стремлении к величавости , монументализации и обобщённости образа. Однако подлинным основоположником стиля Высокого ...