Экслибрисы 19 века – предвестники будущего искусства

Статьи по культурологии » Экслибрис » Экслибрисы 19 века – предвестники будущего искусства

Упадок книжного знака в период конца 19- начала 20 века объясняется и тем, что гербовой знак отходил на второй план, а новый ассоциативный, делал в России лишь первые шаги на пути самостоятельного развития. Он пока ещё был слишком повествователен, громоздок, стараясь в ряде случаев за счет величины и шикарности мотива перещеголять экслибрис-герб. Художники перенимали от знаков-гербов их высокомерие, но в новом, не гербовом знаке оно выглядело смешным. Экслибрис конца 19 века, как правило, декламировал, а не выражал, разглагольствовал, а не информировал, пересказывал, а не обобщал. Медленно и словно нехотя нащупывал он пути и способы передачи внутреннего облика человека без ненужных котурнов и “мебельного” декорационного хлама. Примером могут служить экслибрисы М.П.Кодта, Б.Н.Боголюбова, Е.М.Бём. Художники конца 19 века, как отметил П.Н.Нерадовский, работавшие над экслибрисами “ не могли оказать влияние на развитие у нас художественного книжного знака уже по одному тому, что область книжного искусства была чужда их дарованию”.

Из-за удешевления книги, библиофильство сделалось любимым увлечением образованного человека, следовательно, выросло и количество книжных знаков, собирание которых стало заметным явлением. Разгорается коллекционный ажиотаж уже в последнее десятилетие 19 века. Появляются книжные знаки, созданные меньше всего для коллекционирования. Эти роскошные графические листы не только из-за своей большой величины, но и по чисто коллекционерским соображениям, стали печататься в минимальных тиражах, а по тому использовались по прямому назначению лишь в редких случаях. Правда, с таких экслибрисов часто делались уменьшенные репродукции, но такой рисунок оказывался дробным и не внятным. Наконец появились знаки – карикатуры на владельцев, это мнимые знаки, хотя для искусствоведа некоторые из них куда интереснее, чем заурядные метки библиотек.

К началу XX века пышные суперэкслибрисы с замысловатыми вензелями, гербами и даже с простыми подписями выродились в скромные инициалы, которые владельцы книг помещали на внешней стороне переплёта или на корешке книги. Главнейшим владельческим книжным знаком в России с XVIII века стал бумажный книжный знак.

Существование книжного знака в России в течение двух с половиной столетий, дало возможность накопить значительный материал для изучения. Количество русских дореволюционных и советских книжных знаков превышает 20 000 штук (информация на 1980 год).

Поплярное на сайте:

Демоническое
Переселение было внезапным и чуть ли не случайным. Осенью 1889 года Врубель поехал в Казань навестить заболевшего отца и на обратном пути остановился в Москве — всего на несколько дней, как он предполагал. Но Москва его затянула, закружил ...

Общие черты в этике французских просветителей
Великие французские философы-материалисты 18 века Дени Дидро (1713-1784), Жюльен - Офре Ламетри (1709-1751), Клод-Адриан Гельвеций (1715-1771), Поль Анри Гольбах (1723-1789) внесли большой вклад в этику. В этой области французские матер ...

Творчество импрессионистов Э. Дега и К. Моне
Дега, выходец из старинной банкирской семьи, учился некоторое время у последователей Энгра-Ламота. Однако молодой художник бросает Школу изящных искусств и едет в 1856 г. на два года в Италию, где тщательно изучает не только наследие 16 в ...