Светочи России и Чувашии

Статьи по культурологии » Светочи России и Чувашии

Страница 10

Интересен творческий путь художника Ю. Зайцева. Сын деревенского плотника, он 16-летним мальчиком нанялся в помощники к иконописцу А.Львову и расписывал вместе с ним церкви. Он побывал в Петербурге, Ростове-на-Дону, Баку, Екатеринославе, Свеаборге, познакомился со многими художниками, в том числе с К. Юоном, А. Фоминым, И. Дудиным, многому у них научился. Вернувшись в 1928 году в Чувашию, он занимался художест­венной фотографией, иллюстрацией для периодической печати, создавал мозаики. Художник постоянно стремился быть в гуще жизни и до преклонных лет упорно искал наиболее выразитель­ную форму для своих произведений, посвященных разительным переменам в жизни чувашского народа. Им написаны вдохно­венный портрет «Летчица Санюк» (А. Лазарева) и многие кар­тины из жизни чувашской деревни. Особенно запоминается его полотно «Акатуй» (1934), посвященное празднику окончания по­левых работ. Картина подкупает искренностью и взволнованностью автора. Она полна движения и словно излучает радость.

1930—1950-е годы были знаменательны более всего развитием тематической картины и портрета. Художники, особенно плодотворно работавшие в эти годы (Н. Сверчков, М. Спиридонов, Ю. Зайцев, А. Тагаев-Сурбан, В. Воронов, В. Макаров, Р. Ермолаева, В. Гурин, Н. Овчинников, Н. Карачарсков и другие), направляли основные усилия на создание картин, отражающих современную чувашскую действительность. Закономерным этапом на этом пути было освоение профессионального мастерства и традиций русской живописной школы.

Н. Карачарсков—художник более молодого поколения. Боль­шую известность принесло ему полотно «О нас пишут. Бригада строителей» (1969), а также цикл картин «Люди колхоза «Янгорчино» (1977), за который он был награжден Серебряной ме­далью Академии художеств СССР.

Примерно с середины 1960-х годов в чувашской живописи ста­ло появляться все больше произведений с изображением нацио­нального костюма, национальных обычаев («Невеста» М. Спи­ридонова, 1960; «Чувашская свадьба» Н. Сверчкова, 1967; «Мо­лодожены» В. Семенова, 1969; «Портрет чувашки» В. Гурина, 1965; «Сваха» Н. Овчинникова, 1972; «Чувашский натюрморт» В. Немцева, 1969). Порой им был свойствен известный этногра­физм. Задача создания собственной художественной школы жи­вописи требовала более глубокой интерпретации народной орна­ментальной культуры, излюбленных народом цветосочетаний, ритмов, характерных не только для декоративных искусств, но и для поэзии, народной музыки и танца.

Живописец Р. Федоров внимательно изучал русское искусство — иконопись, картины А. Архипова, Ф. Малявина, перспективные построения К. Петрова-Водкина. Р. Федоров окончил графический факуль­тет Харьковского государственного художественного института в 1963 году. Картина «Сеспель», посвященная чувашскому поэ­ту, была его дебютом. За ней последовали: «Песня», «Свадьба в Шоршелах», «Икар XX века» и «Земля поэта».

В творчестве Федорова традиции русского и чувашского искус­ства сплавились органично и целостно в совершенно новой, сво­бодной и современной интерпретации. Здесь тактично сочета­ются современная и историческая тематика. Национальные типы входят в его искусство легко и естественно. Художника интере­суют прежде всего люди, человеческое в человеке, а не нацио­нальная принадлежность. Федоров становится одним из значи­тельных мастеров национальной школы живописи. Из родников чувашской традиционной культуры он берет ее глубинные и ха­рактерные особенности.

Интересен путь в искусстве художника А. Миттова. После Че­боксарского художественного училища он закончил ленинград­ский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Ре­пина по мастерской станковой графики. Его излюбленная тех­ника—темпера на бумаге или картоне, с добавлением бронзы. Графическая четкость композиций, оконтуренность объемов обычно сочетаются у Миттова с тонкой живописностью фонов, с умелым использованием цвета. В его творчестве заметно вли­яние русских художников, например, Билибина. Вместе с тем большинство его работ чем-то неуловимо напоминает произведе­ния мастеров Востока, например монгольские гуаши XVII—XIX веков. Оставаясь самобытным, Миттов опирался не только на народную чувашскую орнаментику, но и на художественное нас­ледие народов Азии. Отсюда, вероятно, прихотливый ритм его листов, орнаментальность рисунка, общая декоративность. Он сумел проникнуть в дух народного искусства и сохранить свой­ственную ему цельность и непосредственность.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Поплярное на сайте:

Благоустройство и развитие курорта
Восстановительные работы сопровождались благоустройством курорта. Город получил водопровод и электричество. В 1924 году завершилось начатое еще 10 лет назад частным Обществом Черноморской железной дороги строительство железнодорожной лини ...

Влияние на искусство древнего Рима «пространственного» фактора
Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства с включением в его сферу уже в V веке до н ...

Книги о технике актерского искусства. Наследие Чехова в Западном театре
Американский период был для Чехова периодом подведения итогов - не только по внешним причинам, но и по внутреннему побуждению. Та­ким итогом стали его книги, в которых он смог свободно высказать о своих исканиях и сомнениях и, прежде всег ...