Светочи России и Чувашии

Статьи по культурологии » Светочи России и Чувашии

Страница 9

Скажем, "Осенний букет" - это портрет дочери художника Веры, созданный прямо в саду близ усадьбы. Здесь много зелени, которая, впрочем, уступает место желто-рыжим осенним краскам. В картине много воздуха, света. Недаром Павел Третьяков сразу приобрел "Осенний букет" у художника. Знал, что покупает шедевр.

"Белорус" - тоже портрет, созданный близ усадьбы. Красивый парень стоит на мостках, откинувшись на перила. Это, оказывается, местный крестьянин Сидор Шавров, с которым Репин был дружен. И вообще крестьяне любили художника, хотя и был он для них - барин.

"На Ильин день (2 августа) в Здравневе обычно устраивалось гулянье. Илья Репин приглашал крестьян, угощал их. Звучала музыка, были танцы, фейерверки, - рассказывает Валерий Шишанов. - И в 1918 году, после Октябрьской революции, крестьянский комитет вступился за родных Репина, которые продолжали здесь жить, просил, чтобы их не "раскулачивали". Более того, хоть крестьяне и сами жили бедно, но помогали Репиным как могли, приносили продукты".

Репин прожил в Здравневе относительно недолго - с 1892 по 1901 год. Последние 30 лет жизни (до самой смерти в 1930 году) он провел под Петербургом в местечке Куоккала (ныне Репино). Там и похоронен. Но под Здравневым все эти годы жила дочь художника Татьяна с семьей. Ныне ее потомки живут во Франции.

А здесь, в усадьбе, восстановлен Музей. Сотрудники одержимы идеей превратить Здравнево в современный туристический комплекс. Чтобы как можно больше людей прикоснулось к дивным местам, увидело неповторимые пейзажи, которые так ярко живописал Илья Репин.

Картины Репин – украшение главных музеев национального искусства не только России, но и за рубежом. Искусство Репина – то, чем мы гордимся и восхищаемся. И, подобно Пушкину в литературе, он также царствует на художественном Олимпе России.

Чувашия обладает богатейшими традициями в живописи, используя которые чувашские художники смогли занять свое достойное место и известность во всей России. К началу XX ве­ка можно было говорить о рождении национальной чувашской интеллигенции. Однако в области изобразительного искусства здесь не было еще ни традиций, ни школы. Одним из первых стипендиатов в Казанской художественной школе был 17-летний крестьянский юноша из Алатырского уезда В. Воронов, учившийся там с 1898 года. К началу революционных преобразований в стране эту школу окончило бо­лее десяти чувашских художников, ставших вскоре первыми мастерами-профессионалами: А. и И. Александровы, М. Андриа­нов, И. Ведянин, Ф. Лаврентьев, И. Максимов-Кошкинский, Н. Сверчков, Г. и М. Спиридоновы и другие. Некоторые из них, а также архитектор Е. Мартенс, театральный худож­ник К. Васильев и другие составили костяк организованной в 1920 году изосекции при Чувашском Отделе народного образо­вания. Началом деятельности Изосекции стало украшение Чебок­сар к празднованию 1 Мая в 1921 году. Оно состояло из 20 кра­сочных панно и плакатов, триумфальной арки, оформления мас­сового театрализованного действа на берегу Волги. Там был «ра­зыгран» бой отрядов Степана Разина с царскими стрельцами. Действо завершилось открытием временного памятника Разину. Можно сказать, что 1 Мая 1921 года стало днем рождения чу­вашского изобразительного искусства. К началу 1930-х годов в Чувашии работало уже около тридцати живопис­цев, скульпторов, графиков. Был основан Оргкомитет худож­ников Чувашии, и в 1935 году состоялся I съезд художников Чувашской автономии.

М. Спиридонов и Н. Сверчков—старейшие чувашские живо­писцы—после окончания Казанской художественной школы за­нимались в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге. Одним из лучших произведений М. Спиридонова тех лет было полотно «Пузырист» (1929), экспонировавшееся в Москве в 1929 году на XI выставке АХР.

Тяга народа к искусству была огромной. На первой выставке ра­бот Чувашского филиала АХРР в 1927 году побывало более трех с половиной тысяч зрителей, то есть почти половина тогдашнего населения Чебоксар.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Поплярное на сайте:

Семеновская и мериновская матрешки
На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрешки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием “русская матрешка”. Эти матрешки за ...

Развитие немецкого искусства в XVII веке
До открытия собственной Академии художеств в 1694 году, немецкие художники, для того, чтобы получить профессиональную подготовку, должны были ехать за границу — во Фландрию, Италию, Голландию. Поэтому так заметны влияния этих национальных ...

Архитектура
История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех видов искусства Китая и особенно живописи. И архитектура и живопись этой эпохи являлись как бы различными формами выражения общих идей и представлений о мире, слож ...