Снова в Феодосии

Страница 1

В полной зрелости своего таланта, когда каждая его картина, появлявшаяся на выставке, встречалась с одобрительным интересом, а под час и с энтузиазмом, когда художник едва успевал выполнять заказы на новые и новые произведения, когда он был обласкан вниманием зрителей, художественной критики и самого императора, Айвазовский неожиданно для окружающих принял решение оставить Петербург и навсегда поселиться в родной Феодосии.

После завершения осенью 1845 года плавания с адмиралом Литке Айвазовский обратился в Главный Морской штаб и Академию художеств с просьбой продлить ему пребывание в Крыму для окончания начатых картин с видами черноморских портов, а также сюжетов из путешествия к берегам Малой Азии и Турции и получил разрешение остаться в Крыму до мая месяца. Но у художника уже созрело решение о строительстве дома и мастерской с тем, чтобы основным местом его жизни оставалась Феодосия. Ему всегда бывало удобно здесь работать. Он и раньше пользовался любым поводом, чтобы не торопиться из родных мест в Петербург.

Нестор Кукольник, всегда живо реагировавший в своей газете на появление новых произведений Айвазовского, писавший о его успехах за границей или о новых путешествиях неутомимого художника, сообщал читателям о том, что Айвазовский начал строить в Феодосии небольшую виллу. «Не верится, что он хочет там остаться, но … край, где природа тепла и роскошна, где волнуется одно из самых картинных морей, - такой край, без сомнения, может служить лучшей академией для художников по части морской и пейзажной живописи», - объяснял Кукольник своим читателям решение художника.

Для Айвазовского не было земли лучшей, чем его родные края, хотя природа Феодосии в сравнении с роскошными пейзажами Южного Крыма скупа и сурова. Приглашая к себе одного из гостей, Айвазовский писал: «Очень буду рад, если вы посетите нашу Феодосию, которая после южного берега производит на всякого грустное впечатление».

Он любил Италию, не раз возвращался туда, чтобы вновь и вновь пережить ощущения ранней молодости и пополнить свою зрительную память. Ему нравилась Испания с ее жгучим солнцем, он с особым чувством не однажды бывал в Греции, мужественному народу которой посвятил не одну картину. Он пересекал атлантический океан, бывал в Америке, объездил всю Россию, путешествовал по Волге, жил в Харькове, но домом своим считал Феодосию. «Мой адрес – всегда в Феодосии», - сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову.

Конечно, художнику необходимо было жить у моря, о котором он рассказывал своей живописью, с которым, наверное, разговаривал каждый день, как с живым человеком. Но ему также важно было чувствовать свою независимость от постоянного, а подчас утомительного внимания академического начальства, императорского двора, высоких заказчиков.

Наибольшее количество пейзажей в богатейшем творческом наследии художника связано с изображением Черного моря и крымской природы. Он писал Аю-Даг и гурзуфский берег в разные моменты дня и ночи, в рассеянном дневном освещении и под таинственным светом луны. Дорогу на Ялту и самый город он изображал множество раз. Георгиевский монастырь и скалы в его окрестностях были одним из наиболее частых его сюжетов. Само же Черное море – бурное или ласково-спокойное – присутствует в каждом крымском пейзаже Айвазовского.

Каждый год, а иногда и несколько раз в течение года художник уезжал в Петербург, Москву или за границу, но, как всякий путешественник, непременно возвращался домой. «Это чувство или привычка – моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге, но чуть повеет весной, меня тянет в Крым, к Черному морю», - признавался Айвазовский.

Дом художник начал строить на окраине Феодосии, на пустынном в ту пору берегу, у самого моря. Айвазовский задался целью сделать дом не только удобным для жизни и работы, но намеревался устроить в нем и художественную школу «по части живописи морских видов, пейзажей и народных сцен». К 1848 году дом и рабочая мастерская были построены, а в 1865 году художник открыл и задуманную им школу, она стала называться «Общая мастерская».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте:

Начало реформаторской деятельности
Начало реформаторской деятельности Глюка ознаменовалось его сотрудничеством с жившим в Вене итальянским поэтом, драматургом и либреттистом Раниеро да Кальцабиджи (1714—1795). Метастазио и Кальцабиджи представляли собой два различных напра ...

Происхождение древнегреческой драмы и театра
Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика("Илиада", "Одиссея", произведения лирических поэтов VI в. до н.э.). Рождени ...

Праздничный костюм майя
Древние сооружения майя воздвигались на искусственных возвышениях (стилобатах), форма и высота которых определялась назначением поддерживаемых зданий. Первый тип сооружений — четырехгранные ступенчатые пирамиды (разнообразные по высоте и ...