Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 7

Страдание, ужас Грозного-отца, теряющего самое дорогое — сына, так велики, что он, убийца и деспот, предстает перед нами почти как жертва, жертва собственного дикого произвола. В осуждении деспотиз­ма, жестокости, бесчеловечности убийств—гуманистическая направ­ленность картины.

По аналогии с современностью картина звучала особенно актуаль­но. Это скоро почувствовали в офи­циальныхкругах. Победоносцев требовал запрещения картины. Вскоре она действительно была сня­та с выставки.

Еще в 1878 г., задолго до «Ивана Грозного», возник у Репина замысел картины «Запорожцы», рассказы­вающей о том, как весело сочиняли запорожцы дерзкое коллективное послание султану в ответ на его предложение сдаться и перейти к нему на службу.

Летом 1880 г. Репин путешество­вал по Украине, собрал ценнейший этюдный материал, а осенью, увле­ченный «Запорожцами», писал Ста­сову: «До сих пор не мог ответить Вам, Владимир Васильевич, а всему виноваты «Запорожцы» . Вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться,—веселый народ . Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глу­боко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запо­рожье осталось свободно, ничему не подчинилось .».

Позднее то одна, то другая работа отвлекала Репина от «Запорожцев», но он постоянно возвращался к ним, переделывал, переписывал и окон­чил к 1891 г.

Картина искрится смехом — зара­зительным, разных оттенков, от лег­кой усмешки до громоподобного хо­хота. Это общее веселье великолепно передает тот независимый, свободо­любивый дух, каким славились за­порожцы.

В этой картине нет одного главно­го героя, его заменил народ. Хоро­вое начало художник удачно выра­зил в композиции, стремясь пока­зать, что действующих лиц намного больше, чем изображено. В глубине полотна видны многочисленные палатки, дымят костры, движется мно­жество людей. А справа и слева у краев картины Репин «срезает» часть фигур, тем самым заставляя зрите­ля мысленно раздвинуть ее рамки и представить себе огромную толпу казаков — тех, кто не поместился на полотне, теснится за его рамками.

«Запорожцы пишут письмо ту­рецкому султану» — большая удача Репина, здесь отразилась его тяга к созданию эпических полотен, по­казывающих жизнь народных масс, нашла свое выражение вера худож­ника в силы народа, в его вольно­любие. «Запорожцы» — самая опти­мистическая из картин Репина.

Совершенно очевидно, что в осно­ве всех тематических произведений Репина лежит его блестящий дар психолога. Естественно, что он был и выдающимся портретистом.

Портретная галерея Репина очень разнообразна. Тут портреты деяте­лей русской культуры и науки (Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, В. В. Стасова и многих других), поэтиче­ские детские образы (преимущест­венно детей художника), блестящие изображения светских дам (баро­нессы Икскуль, графини Головиной) и т. п. И все же при всем этом мно­гообразии преобладают образы пе­редовой русской интеллигенции, изо­бражения людей незаурядных, ода­ренных.

При сравнении портретов Репина с работами его современников пора­жает глубина и острота репинских характеристик, живописное мастерство. Как правило, в лучших его ра­ботах чувствуется умение передать на полотне самую суть изображен­ных, в неповторимо своеобразном, как бы случайном, движении и же­сте раскрыть характер человека.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

Киновойны
В 1907 году, когда Гриффит увлекся кинематографом, мир кино находится на грани хаоса. Этот мир в основном контролировался изобретателями причастными к созданию проекционной аппаратуры . Многие из них были заняты взаимными разборками, изве ...

Портретная живопись
«Портрет А. Н. Островского» Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры («А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль», «М. П. Погодин», оба — 1872; все — Третьяковская галерея). Его п ...

20-е. Свобода женщинам
Межвоенное поколение 20-х годов не потерялось именно благодаря писателям, культивировавшим образ этого десятилетия. Романы Хемингуэя, Фицджеральда, Ремарка навечно сохранили эпоху, возникшую на раздавленных танках предыдущего десятилетия. ...