Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 8

Таковы портреты писателя А. Ф. Писемского (1880), непоседливого, желчного, больного и умного стари­ка; хирурга Н. И. Пирогова (1881), нетерпеливого человека с пронзи­тельным взглядом быстрых глаз; трагической актрисы П. А. Стрепетовой (1882) со страдальческим вы­ражением лица, горящими глазами, словно сжигаемой каким-то внутрен­ним огнем; В. В. Стасова (1883), с гордо вскинутой головой, и многих Других.

Вершина портретного мастерства Репина — портрет М. П. Мусоргско­го (1881). Он был написан в послед­ние дни жизни композитора. Худож­ник правдив. Он не скрывает ни болезненной отечности лица компози­тора, ни небрежной одежды больно­го человека. Все лучшее сосредото­чено в его глазах — задумчивая пе­чаль и скрытая мука. В них виден прежний Мусоргский, умный, чут­кий, талантливый, человек ясной со­вести и чистой души.

Портрет превосходно написан, ши­роко и свободно, удивителен по ко­лориту, тонко и точно разработанно­му, по сочетанию красок розовато-малиновых и зеленовато-серых то­нов. Он весь словно наполнен воз­духом — Репин использовал все свои знания пленерной живописи.

Особое место среди работ Репина принадлежит портретам Л. Н. Тол­стого. Художник писал его на про­тяжении почти 20 лет, сделал мно­жество карандашных портретов. Лучший из портретов был создан в Ясной Поляне в течение трех дней летом 1887 г. Писатель изображен спокойно сидящим, с книгой в руке. В нем столько мудрости и истинно­го величия, что портрет получает почти эпическую выразительность.

Своеобразным итогом пути Репи­на-портретиста является его много­фигурная групповая композиция «Торжественное заседание Государ­ственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903).Огромное полотно было создано в очень короткий срок. Репину помогали два его ученика — Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов. Впрочем, главное было сделано им самим: и беспощадно правдивые ха­рактеристики изображенных, и сложнейшее композиционное и ко­лористическое построение всей кар­тины.

Для этого произведения Репин сделал много этюдов. Написаны они виртуозно, точны и выразительны. Тут и елейный ханжа Победоносцев с мертвенно-бледным лицом, и уны­лый тупица Дурново, и многие дру­гие. Картина эта была исполнена по заказу, но и здесь Репин остался верен себе, как художник-демократ, беспощадно правдиво показавший истинное лицо высшей российской бюрократии.

«Заседание Государственного Со­вета» оказалось в сущности «лебе­диной песней» Репина. Последние годы жизни великого художника прошли вдали от родины. После ре­волюции, когда местечко Куоккала под Петроградом, где постоянно жил Репин, отошло к Финляндии, художник оказался за границей. Он был стар, болен, душевно одинок, не было сил вернуться на родину. Репин умер в 1930 г. в возрасте 86 лет.

Несмотря на спад в творчестве Ре­пина в последние годы, значение его наследия трудно переоценить. Это был истинно народный художник-гражданин, блестящий психолог, та­лантливый живописец-реалист.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Поплярное на сайте:

Реформаторская деятельность в Париже
Новый и последний период в творческой деятельности Глюка наступил с его переездом в Париж в 1773 году. Хотя оперы Глюка имели в Вене значительный успех, его реформаторские идеи не были там до конца оценены; он надеялся именно во французск ...

Унисекс или веяния феминизма 90-х
Итак, 90-е. Если кто помнит, была такая очень веселая программа на MTV, рассказывающая о музыке десятилетней давности, а мы расскажем вам о моде той же давности. Женщины захотели стать очень похожими на мужчин, одежда отличалась разве чт ...

Барокко
Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Этот художественный стиль преобладал с конца 16-го до середины 18-го в. и был призван прославлять могущество знати и церкви. Для искусства барокко характерно преувеличение во ...