Перед описанием клейм, изображенных на яйцах, чтобы не возникало сомнений в выборе того или иного цвета, приведем христианскую символику цвета.
Согласно ей в богословской терминологии цвет не отделяется от света и обладает иносказательным смыслом.
Белый цвет из-за своей близости с дневным светом, который прогоняет темноту ночи, стал символом жизни и знаком существования небесной силы, побеждающей смерть и зло. Белый цвет, по определению псевдо-Дионисия Ареопагита, обладал родством со светом и поэтому он наделяет предметы разными цветами. Тем самым он стал символом источника жизни или Бога, от которого все происходит. Из-за того, что белый цвет пачкается при соприкосновении с другими цветами, он стал символом чистоты, моральной' невинности и обусловленного ею спокойствия.
Пророк Даниил видел . Бога в белом облачении, и одежда Христа в минуту Преображения сняла как снег. В Откровении Иоанна голова и волосы Христа также белого цвета. Во время Страшного суда он будет восседать на белом троне.
Белизна стала атрибутом Девы Марии, так как она согласна учению церкви олицетворила физическую и нравственную чистоту, Действующие в Откровении Иоанна ангелы и старцы также наряжены в снежно-белые ризы, и поэтому Климент Александрийский неоднократно напоминал, что белый цвет является самым подходящим для христианина. В Белой одежде справляли литургию священнослужители, а новокрещенным предписывалось в течение восьми дней ходить в белых платьях.
Золото имеет особый смысл и выражает идею божественной славы и божественного света. Золото нимбов – образ пребывания в мире вечного света, прославления святого . Золото, или точнее исходящее от него сияние, воспринимали самостоятельным цветом. Оно, как и белый цвет, напоминало о божественном свете, и раннесредневековые живописцы писали небо золотыми красками. Одновременно золото символически связывали с идеей очищения страданием, и оно стало знаком, выражающим подвиг христианского мученика.
Псевдо-Дионисий Ареопагит восхвалял желтый цвет за его близость к золоту и свету. Только с XII в. оценка желтого цвета меняется, и он становится символом предательства. Художники наряжают Иуду в желтую одежду. Именно так показал его Джотто (1266 или 1267 - 1337 гг.) на известной фреске в капелле дель Арена в Падуе, где центральное место композиции заполняет большой ярко-желтый плащ Иуды, наподобие крыла летучей мыши охвативший фигуру Христа.
Желтый цвет напоминал об обыденном солнечном дне, и как. цвет земной «обыкновенности» он стал атрибутом плотской любви и включался в одеяние женщин легкого поведения, которые изменили принципам христианской нравственности.
Красный цвет указывал на любовь Бога. В росписях римских. катакомб и в средневековой живописи Христос во время беседы я после воскресения одет в красный плащ или тунику такого же цвета. Иногда крест мог иметь красный оттенок, так как он был окроплен кровью Христа. Серафимы, которые выражали полноту любви, в раннехристианском искусстве имеют красные крылья. Апостолы держат в руках красные книги, поскольку в них помещено изложение божьей любви.
Красный цвет символизировал кровь, пролитую христианскими мучениками, и плащ такого цвета на иконе «Чудо Георгия о змии» - это атрибут, его мученичества, знак пролитой им крови за веру Одновременно красный плащ воспринимается как «алое знамя» или «огонь веры», выражающий страстный порыв героя уничтожить зло.
Красный цвет - цвет траура на Востоке, и некогда - на Западе. В Спарте он был знаком воинской доблести, и павших воинов погребали в пурпурном саване. В христианском восприятии пурпурный цвет обозначал божественное и царское достоинство. В одном из апокрифов Мария работает над пурпурной тканью для Иерусалимского храма. Это символ зарождающейся плоти Иисуса, которая «ткется» во чреве матери из ее крови как пурпурная пряжа. Византиец Роман Сладкопевец (V! н.) в пурпурных чернилах императорской подписи видел символ кровоточащих ран распятого Христа.
Поплярное на сайте:
Архитектура Москвы и Московского уезда в XVII веке
В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко с ...
Технология производства фильма
1). Написание литературного сценария – основы будущего фильма.
2). После утверждения литературного сценария составляют режиссерский сценарий, который содержит 7 разделов:
I. Номер кадра. Кадр – отрезок кинопленки, снятый без остановки с ...
Палитра цветов, игнорирование светотени
Фон иконы (т.н. "свет") символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии" (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественн ...
Навигация