Заметное место занимало творчество таких художников, как С. И. Гольбер, Н. С. Пименов, А. В. Логановский, И. П. Витали.
Крупнейшим мастером начала XIX в. был Иван Петрович Мартос (1754 — 1835). Среди многочисленных его скульптур наиболее выдающейся является памятник Минину и Пожарскому (1804 - 1818).
Реалистический характер носило творчество Петра Карловича Клодта (1805 — 1867). Он особенно прославился как мастер-анималист. И действительно, в русском искусстве первой половины XIX в. не было столь крупного знатока животных, как Клодт.
П. К. Клодт был учеником В. П. Екимова — литейщика и скульптора. "С детства пристрастился к лошадям, с увлечением рисовал и вырезал людей и животных, первое место среди которых отводил, конечно, любимой лошади. Жил в убогой квартире, — писал Н. И. Греч в своих воспоминаниях. — Клодт вводил в свою квартиру лошадь, а самому уже негде поместиться; сядет, съежившись у ее задних ног, и рисует". Он был членом Римской, Берлинской и Пражской академий. Им отлиты памятники Н. М. Карамзину, Г. Р. Державину, Барклаю-де-Толли, Петру I для города Кронштадта. В 1836 г. по предложению профессора И. В. Буяльского Клодт отлил из бронзы статую "Лежащее тело", которая может служить прекрасным пособием для изучения пластической анатомии (рис. 7). "П. К. Клодт — замечательный скульптор и непревзойденный литейщик, работы которого доказывают, что сочетание в одном лице скульптора и литейщика, хотя и требует долголетнего упорного труда, но дает изумительные результаты, вполне оправдывающие затраченный труд .".
Всеобщее признание Клодту принесли конные группы для Аничкого моста в Санкт-Петербурге (рис. 8). 20 ноября 1841 г. состоялось торжественное открытие нового Аничкого моста. На его западной стороне были установлены две бронзовые группы, а на восточной — две такие же гипсовые, окрашенные под бронзу. Повторные экземпляры обеих групп, отлитые из бронзы в 1842 г., так и не попали на предназначенное для них место; они были перевезены в Берлин и установлены на пьедесталах по обеим сторонам главных ворот королевского дворца. В 1843 — 1844 гг. Клодт в третий раз отлил бронзовые экземпляры и поставил их на восточной стороне моста. Им, однако, недолго пришлось оставаться на месте. Весной 1846 г. они были сняты и отправлены в Неаполь, где и поныне стоят у входа в дворцовый сад. Гипсовые экземпляры групп вернулись на восточную сторону моста. Но Клодт уже задумал продолжение начатого ансамбля и создал две новые группы — вырывающегося в яростном порыве коня и коня, укрощенного человеком. Выполнение новых моделей потребовало почти четырех лет труда, и только в 1850 г. две новые бронзовые группы были установлены вместо гипсовых. Скульптурный ансамбль, над которым Клодт работал около 18 лет, был наконец завершен.
Большой популярностью пользуется памятник баснописцу И. А. Крылову (1848 — 1855), установленный в Летнем саду Петербурга (рис. 9). Клодт изобразил писателя сидящим в глубокой задумчивости с книгой в руках, а на постаменте поместил барельефные изображения различных сцен из его басен (рис. 10) с четырьмя аллегорическими женскими фигурами, означающими правосудие — с мечом и весами, силу — с копьем и мечом, веру — с крестом, мудрость — с зеркалом.
Последней крупной работой скульптора был памятник Николаю I в Петербурге (1856 — 1859). В техническом отношении этот памятник не имеет себе равных в скульптуре того времени. Клодт поставил бронзового коня на две точки (на задние ноги), что удалось ему в результате точнейшего расчета при отливке. Клодт по праву считается виртуозным мастером литья, все свои работы он отливал сам и, будучи профессором Академии художеств, долгое время руководил ее литейной мастерской.
Большое место в истории русской скульптуры занимал Иван Прокофьевич Прокофьев (1758 — 1828), также воспитанник Академии художеств. Статуи "Актеон, преследуемый собаками" (рис. 11), "Морфей", портреты, рельефы говорят о большом даровании и мастерстве художника. За группу "Актеон" в 1785 г. Прокофьев получил звание академика.
|
Поплярное на сайте:
Маскарадные празднества в России
Карнавальные празднества в России – явление дуалистического (двойственного) порядка: с одной стороны, они оказались заимствованными из опыта европейской карнавальной культуры и на первых порах насильственно насаждались верховной властью, ...
Искусство и культура Византии
Византийская культура, как культура других средневековых государств, представляет собой весьма сложную, но все же единую систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывается и на дру ...
Глоссарий
- Гравюра — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рисунка, нанесённого на доску из дерева, линолеума, металла, камня; само изображение на дереве, линолеуме, картоне итп.
- Икэбана («живые цветы») — японское искусс ...
Навигация