Начало творческого пути. Поездка в Италию

Статьи по культурологии » К.П. Брюллов – портретист » Начало творческого пути. Поездка в Италию

Страница 1

Возникший в 1821 году конфликт между А. Н. Олениным и Карлом Брюлловым был лишь предлогом для молодого художника выразить свое отношение к реакционной политике, насаждаемой в Академии. В свете общественного движения, развивавшегося в России, разрыв Брюллова с Олениным получил принципиальное значение. Целе­устремленный и решительный, Брюллов оставил не только Академию, но и родитель­ский дом, чтобы освободиться от строгой отцовской опеки. Он поселился вместе с Александром Брюлловым во временной мастерской Исаакиевского собора, куда был привлечен для работы его брат архитектор. Чутко отзываясь на запросы современ­ности, молодой Брюллов не мог остаться в стороне от новых веяний.

Двадцатые годы XIX века ознаменовались в истории России усилением крепостни­ческой реакции. Правительством Александра I были использованы все средства для защиты феодальных прав крепостников. Деятельность Аракчеева, Фотия, Голицина, Шишкова. Магницкого, Рунича и других являлась проявлением политики мракобесов, глушивших малейшее проявление свободолюбивой мысли. Но реакционные мероприятия крепостников не могли подавить освободительного движения России, которое крепло и развивалось.

Эти вопросы определили платформу декабристов. Декабристы выдвинули не только социально-политическую, но и эстетическую программу. Свое яркое выражение она нашла в романтизме. Его последовательными приверженцами были поэты-декабристы — К. Рылеев, В. Кюхельбекер, Ф. Глинка, писатели и критики А. Марлинский, О. Сомов и другие.

Романтические теории пропагандировали в своих журналах «Московский телеграф» и «Московский вестник» молодой Н. Полевой и М. Погодин. С развернутой программой романтизма выступил в 1823 году О. Сомов, автор брошюры «О романтической поэзии», и А. Галич, издавший в 1825 году книгу «Опыт науки изящного». Романтизм получил столь широкое распространение в 1820-х годах.

Борьба с бесправием народа приняла в России особо острый характер. Русский романтизм развивался под прямым воздействием осво­бодительного движения декабристов. В центре их программы стоял вопрос о крепостни­честве. Он обострил внимание романтиков к народу, его жизни и характеру. Это определило реалистическую основу романтизма России, столь отличного от романтизма Англии и особенно Германии.

Русские романтики не создали произведений, овеянных революционным пафосом, подобно Делакруа или Рюду. Но полные горячего сочувствия к подневольной судьбе народа, мечтая о грядущей свободе, они одухотворили свое искусство высокими гуманистическими идеалами.

Многие положения, развиваемые романтиками, были подняты еще в XVIII веке русскими просветителями. Но теперь они определялись своеобразием нового, высшего этапа дворянско-освободительного движения. Романтизм был дальнейшим шагом вперед по пути развития художественного познания.

В романтическом направлении наметились два крыла: прогрессивное и консервативное. Их противоречия обострялись по мере развития в России освободительного движения. Если для представителей прогрессивного лагеря романтизм был знаменем борьбы с отжившими устоями крепостничества, то для консервативного служил средством отрешения от действительности.

Приобщение к жизни народа; изучение его быта и нравов, было следствием демо­кратических взглядов романтиков на задачи искусства. Выступления русских романтиков были направлены против теории украшения природы. В отличие от классицистов они требовали расширения объекта изображения. В понятие прекрасного должны были войти не только «изящные», но и «неизящные», стороны жизни.

Прогрессивным было положение романтиков о необходимости «местного колорита», «характера». В исторической картине художник должен был передать особенности времени, в портрете сохранить индивидуальные черты модели, в пейзаже воспроиз­вести конкретную местность. Но изображал ли романтик рядового человека, скромный уголок природы, батальную схватку или бытовую сцену, он наделял их такой силой лирических чувств, что все повседневное становилось поэтически преображенным.

Романтики подчеркивали новаторский характер своей программы, прогрессивность се идейно-художественных положений. Противопоставление личности обществу, свойственное романтикам, имело различ­ное содержание у прогрессивного и консервативного направления. Для прогрессивных романтиков оно означало культ сильной личности, способной повести решительную борьбу с отжившими устоями современного общества. В свои реалистические положения романтики вносили и ограничительные черты. Порицая сторонников классицистической эстетики за установление определенных границ изящного, они также пришли к нормативной системе. Возвышенно-прекрасное романтики понимали лишь как необычное, исключительное явление в природе или состояние человека.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Пейзажная живопись
Живопись в Китае как вид искусства издревле пользуется большим уважением. Со времён средневековья дошли стихи, прославляющие живопись, трактаты о творческих путях путях живописцев, описание отдельных картин и своеобразные сводные истории ...

Государственная Оружейная палата
Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до н ших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое д ...

Основные направления авангарда
В принципе авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отдельных видов искусства. В ХХ в., однако, понятие авангарда приобрело значение термина для обозначения мощного феномена художественн ...