Портреты петербургского периода

Статьи по культурологии » К.П. Брюллов – портретист » Портреты петербургского периода

Страница 7

Брюллов обычно изображал жен­щин в поэтические минуты ее жизни. Он любил помещать свою модель на фоне пей­зажа. отдавшейся обаянию природы или объятой творческим волнением под воздейст­вием музыки, пения, искусства.

Предаваясь лирическому настроению, гуляют по парку М. И. Алексеева, У. М. Смирнова. Просветленным стало лицо поющей А. Я. Петровой, первой испол­нительницы партии Вани в опере «Иван Сусанин», объяты вдохновением балерина С. И. Самойлова, перебирающая струны гитары, и юная пианистка О. Тимм, нежно касающаяся клавиш фортепьяно. Знаменитая певица П. Виардо, о которой Брюллов с восторгом говорил: «она поет безтелесно», — изображена в карандашном портрете 1844 года. То же чувство высо­кого наслаждения от искусства владеет душой молодой художницы Трофимовой, изо­браженной Брюлловым в акварельном портрете вместе с ее младшей сестрой. Лишь на миг оторвалась она от мольберта, не в силах оставить палитру и кисть. Набросок автопортрета, сделанный Брюлловым на картине, которую пишет художница, вносит в изображенную сцену ноты интимности и теплоты. Трофимовы, дочери сенатора, родные сестры М. И. Алексеевой, привлекали мастера своей поэтичностью и склон­ностью к искусству.

С. большой психологической тонкостью подмечал Брюллов различие своих моде­лей. В портрете красавицы А. К. Демидовой за внешним изяществом ее облика с затуманенным взглядом мечтательных глаз он уловил равнодушие светской жен­щины.

По экспрессии осененного вдохновением лица и тонкости живописного мастерства портрет М. И. Алексеевой занимает одно из первых мест в наследии Брюллова. Био­графия Алексеевой не изобилует интересными жизненными эпизодами. Но весь ее облик дышит такой поэзией и возвышенностью чувств, что изображение оказывается воплощением совершенного идеала женской красоты. Образу Алексеевой, с ее нежным лицом, обрамленным пышными локонами, изяществом фигуры, грациозностью движе­ния рук, придерживающих упавшую с плеч мантилью, созвучны тишина и покой задум­чивого парка.

С огромным мастерством вписана фигура в овал. Искусством овального порт­рета блестяще владели Рокотов и Левицкий. Брюллов был достойным их продолжа­телем.

Портрет балерины С. И. Самойловой, первой жены артиста В. В. Самойлова, высту­павшей с успехом на сценах петербургских театров с конца 1830-х и до начала 1850-х годов, известен нам лишь по фотографии и описанию Железнова. Юная балерина изображена также в картине Г. Чернецова «Парад на Марсовом поле», где она стоит невдалеке от группы писателей, среди которых находится Пушкин.

С поразительной тонкостью передал Брюллов одухотворенное лицо молодой актрисы. внимающей звукам гитары. Благородство лица, стройность стана сочетаются в портрете балерины с вырази­тельностью плавного рисунка и предельным мастерством в передаче переливов бархат­ного лифа и прозрачности белых рукавов.

Камерно-интимным портретом можно в известной мере считать и изображение кн. М. П. Волконской, хотя ему в большей степени, нежели другим аналогичным рабо­там Брюллова, присущи черты репрезентативности. Однако и в нем условность парад­ного портрета смягчена теплотой эмоций. Еще в ранней молодости создал Брюллов прелестный акварельный портрет жизнерадостной девочки Кикиной, ставшей впослед­ствии светлейшей княгиней Волконской.

Датировка портрета Волконской, обычно относимого к 1837 году, требует серьез­ного пересмотра. М. П. Кикина родилась в 1816 году, следовательно, женщине, изо­браженной на портрете, должно было быть не более 21 года. Но она кажется значи­тельно старше. Биографические данные и стилевые особенности портрета Волконской заставляют отнести его к первой половине 1840-х годов. Примечательно, что рисунок обоев в портрете Волконской схож с орнаментом обивки стен в портрете Бек, написанном в 1840 году.

Полный затаенных страстей и восточной неги, образ Волконской оживлен блеском темных глаз и порхающей на губах улыбкой. Полуфантастический наряд княгини с причудливым головным убором в виде чалмы, великолепие опушенной мехом бархат­ной мантильи глубокого синего тона, мягкое мерцанье жемчуга, обвивающего шею, вводят в мир сказочного Востока. Не случаен для замысла портрета исполненный в это время карандашный рисунок, изображающий турчанку, которой Брюллов придал черты княгини.

Тяжелая болезнь, приковавшая Брюллова к постели, не помешала ему и после прекращения работ в Исаакиевском соборе отдаться портрету. За последние три года пребывания на родине им были написаны портреты артиста В. В. Самойлова (1847), Н. Я. Грузинского (1848). Ф. И. Прянишникова (1840), доктора Г. Г. Канцлера (1840). М. А. Маркуса (1849), С. А. Шуваловой (1840) и другие.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

Архитектура в период Римской республики
Состояние римской архитектуры было тесно связано с усложнением общественных отношений, развитием урбанизма, ростом потребностей городского населения; оно находилось под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, бесп ...

Становление нового типа художественного видения
Кардинальная смена художественного видения происходит в начале XX столетия: именно этот период в России, Франции, Германии, Англии отмечен возникновением таких художественных эмбрионов, которые в середине и второй половине века дали жизнь ...

Мадридский период
Жизнь в Мадриде открыла Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи . Близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 году Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию ( 1629 – 163 ...