Манихейство

Религия, основанная в Персии проповедником Мани (Манес, 216-277) в 242 г. Для раннего манихейства были характерны пацифизм и нестяжательство. Зороастрийское жречество встретило проповедь манихейство резко отрицательно. В 275 по приказу магов (жрецов) и нового шаха Бахрама I Мани был арестован, а в 277 г. с него живого содрали кожу, когда он обещал исцелить сына Бахрама и не смог. Последователи его подверглись гонениям. В 296 римский император Диоклетиан обнародовал эдикт против манихейства. Тем не менее манихейство быстро распространилось от Италии до Китая. В манихейство перешло большинство мандеев. Манихейство исповедовал одно время и блаженный Августин, впоследствии страстный критик манихейства. В VIII в. манихейство - господствующая религия в Уйгурском царстве. В основе манихейства лежит дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы, олицетворенных богами Ормуздом (Ахурамазда) и Ариманом (Ангромайн), как изначальных и равноправных принципов бытия. Высший безличный принцип со временем поглотит эти низшие противоположные начала. Из христианства манихейство восприняло иерархию, подобную церковной, обряды, аналогичные по смыслу крещению и причастию. Мани считал Христа и Будду своими предшественниками, такими же посредниками между Богом и людьми, как и он. Чистое манихейство исчезло к X в., повлияв на множество религиозных учений, в частности на учение альбигойцев, богомилов, катаров, павликиан.

Манихейская община делилась на два класса – Избранные и Слушающие. Слушающие – это рядовые последователи, которым полагалось кормить и обслуживать духовенство, но не гарантировалось духовное спасение (в лучшем случае – перерождение в следующей жизни в качестве Избранного). Слушающим не запрещалось вступать в брак и иметь детей (не больше одного), хотя и то и другое считалось серьезным препятствием на пути к освобождению света. Избранных можно считать манихейским духовенством. Им запрещалось вступать в брак, есть мясо, пить вино, работать и приносить вред живым существам (почти как джайнистским монахам). Избранным полагалось только молиться, петь гимны и переводить книги манихейского канона. Якобы среди избранных были женщины, судя по изображениям из манихейских храмов – однако некоторые исследователи свидетельствуют против этого, утверждая, что это изображения богинь. Избранные носили белые одежды, скрывающие кисти рук, и высокие белые шапки. Среди Избранных выделялись "церковные иерархи": "глава церкви", Архос или Принцепс, 12 "старших учителей" – магистров, 72 епископа или диакона, и 360 пресвитеров, или старших. Женщины, если они и были среди Избранных, не могли становиться иерархами36

.

У манихеев были храмы, украшенные настенной живописью и рельефами. Манихейский храм имел четыре зала: зал проповедей, зал наставлений, зал молитв и покаяний, зал мистерий; в храме также был и "монастырь", где жили Избранные.

Поплярное на сайте:

Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества
Следя за ростом, за эволюцией М.В. Нестерова - художника, можно увидеть, как целеосознанно и последовательно он осуществлял особую программу, им в словах, естественно, не формулируемую. Происходит развитие, увеличение его образов. Он втяг ...

Карнавалы эпохи Средневековья
Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и ш ...

Жанр К. Брюллова
Существо метода Брюллова и его место в русском изобрази­тельном искусстве наглядно раскрываются на сопоставления двух таких учеников мастера, как А. II. Мокрицкий и П. А. Фе­дотов. Первый представлял как бы внешнюю, поверхностную сто­рону ...