Крушение Ханьской империи – крупнейшей государственной организации древнего мира – нанесло решительный удар устоям рабовладельческого строя. И разбило китайскую империю на Северный и Южный Китай.
Северный Китай – этот древнейший очаг китайской культуры, где находились экономически наиболее развитые и густозаселенные территории, превратился в арену почти 100-летней войны.
Территория Северного Китая ко времени тобийского завоевания и образования Северовэйского государства являла картину упадка. Города превратились в развалины, их жители были истреблены, уведены в плен или бежали на юг. Ремесло сохранилось лишь кое-где в деревне. Торговать стало почти невозможно, а обмен осуществлялся натуральным способом. Функции денег зачастую выполняли шелковые ткани и лошади.
Лишь новое грандиозное нашествие прекратило эти беспрерывные военные столкновения и походы. Покорителями всего Северного Китая стали западные сяньбийские племена тоба. На завоеванной территории создавались новые органы власти по китайскому образцу. При Тоба Тао, внуке Тоба Гуя, в Северном Китае установилось тобийское правление с династией, известной под названием Северный Вэй.
Хотя бывшая кочевая знать продолжала держаться у власти, процесс китаизации шел сравнительно быстро. Вэйские государи широко использовали знания и опыт китайцев и старались перенять их культуру.
Государственным языком стал китайский язык, а тобийский был запрещен.
Для укрепления власти тобийцам понадобилась не только китайская система управления, но и развитое религиозное учение. Это идеологическое оружие они нашли в буддизме.
Монастырям разрешалось взимать подати с крестьян – держателей государственных наделов, если они исповедовали буддийскую религию. Монастырям передавали в качестве рабов преступников, приговоренных властями к смертной казни. Под управлением монахов открывались общественные зернохранилища в деревнях.
Вэйские государи жертвовали большие средства церкви и давали золото на изготовление статуй Будд. К VI в. в государстве Северный Вэй насчитывалось до 50 тыс. монастырей и до 2 млн. монахов.
Южное государство имело довольно широкие связи с народами Индокитая и Индии. В Китай нередко прибывали буддийские проповедники. Вместе с религиозными миссиями приезжали купцы и привозили из далеких стран ценные товары. В Индию из Китая постоянно отправлялись на поклонение святым местам буддийские монахи.
Внешние связи стимулировали развитие мореплавания и судостроения.
Китайские источники относят к V в. изобретения в области плавки металлов.
В Цзянькане жили видные ученые и писатели; в области математических знаний большой вклад сделал ученый Цзу Чун-чжи.
Известны труды философа-материалиста Фань Чжэня, который критиковал идеализм и мистику современных ему учений. В 507 г. он закончил трактат «О смерти духа», в котором опровергал тезис о бессмертии души.
Историки того времени собирали документы – памятники прошлых лет – и записывали сведения о современных им событиях.
Свои имена прославили поэты, критики; многие из них были вольнодумцами. Наиболее ярким талантом выделялся Тао Юань-мин (Тао Цянь – 365 – 427 гг.) – автор утопии «Персидский источник».
Культура раннего средневековья отражает значительное влияние буддизма. Сохранились многочисленные скульптурные изображения Будд громадных и самых малых размеров.
Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих других местах сохранили произведения высокоразвитого изобразительного искусства: превосходную настенную живопись и скульптуры.
Политика осуществления надельной системы способствовала подъему сельского хозяйства, расширению посевов, увеличению количества собираемого зерна. Отстраивались некоторые города, ставшие культурными центрами, оживились торговые связи.
Во второй половине VI в. экономические и политические различия между Севером и Югом значительно смягчились. На смену власти тобийских правителей в северо-восточном государстве Ци и в северо-западном – Чжоу пришли китайцы.
Кочевники Центральной Азии, создав союз, возглавленный тюрскими племенами, угрожали вторжением в Поднебесную. Внутренние и внешние причины настоятельно диктовали необходимость объединения всей страны.
Поплярное на сайте:
Второе
рождение матрешки
Несмотря на то, что упрощенно – примитивные фабричные матрешки, наводнившие прилавки магазинов, надолго заслонили достаточно редкую авторскую, которая не тиражировалась и несла на себе неповторимый отпечаток индивидуальности ее автора, ве ...
“Новое мироощущение” Австро-немецкого импрессионизма
Осмысление импрессионизма и теоретическое его обоснование было интенсивным в немецкоязычном регионе Западной Европы. Объясняется это не только склонностью немцев к теоретизированию, но и тем обстоятельством, что импрессионизм пришел в это ...
Вильям Шекспир
Имя великого английского, драматурга в переводе с английского означает «потрясающий копьем». Именно так, победно, навеки, вошел о мировую литературу Шекспир — создатель нового европейского театра, до сих пор не имеющий соперников.
Он б ...
Навигация