Паленке был первым городом классического периода, о котором стало известно в Европе. Его развалины среди густой тропической растительности были издавна знакомы местным индейцам, называвшим их На-Чан. Великий город пришел в запустение задолго до того, как на американский континент высадились первые европейцы. Впереди на вершине «акрополя» с крутыми склонами стоит большой дворец. Склоны эти местами обвалились и обнажили отверстия нескольких подземных ходов. У юго-западного угла «акрополя» на ступенчатой пирамиде возвышает ся здание с высоким сводчатым перекрытием. Это Храм Надписей, который так был назван потому, что в нем нашли плиту с длинной надписью из 620 иероглифов. Вокруг дворца кроме Храма Солнца и Храма Надписей имеются и другие— Храм Креста, Храм Льва, сложенные из белого камня. Дворец имеет не только башню, но и подземелье. Повсюду — на стенах, потолке, колоннах, в нишах и ступенях лестниц сохранились остатки великолепных барельефов и фресок.
Храм Солнца
Храм Солнца в Паленке ( 2-я половина 7 в. н. э.) — небольшое прямоугольное здание с высоким гребнем на плоской крыше, воздвигнутое на невысокой (8 м) 5-ступенчатой пирамиде и разделенное продольной стеной параллельно фасаду на два помещения с ложными сводами. Первое из них образует нечто вроде портика, так как фасадная стена прорезана тремя широкими дверными проемами. В центре второго помещения находилось маленькое святилище, перекрытое бревенчатым накатом. Бревенчатые перекрытия и ложный свод характерны для всех зданий майя, не знавших замкового свода. Внутри и снаружи храм был богато украшен рельефами. На задней стене его помещен барельеф, изображающий маску Бога Солнца, подвешенную на двух скрещенных копьях, около которой в позе поклонения представлены две человеческие фигуры. В стенах имеются многочисленные окноподобные отверстия. Уравновешенность частей, простота и благородство очертаний, сдержанное употребление орнамента делают Храм Солнца одним из наиболее выразительных и впечатляющих памятников архитектуры майя.
Храм Надписей. Храм Надписей. Маска из нефрита,
Могила правителя Паленке. Саркофаг правителя. покрывавшая лицо правителя
Храм Надписей имеет 70 футов в высоту. В 1945 году при его раскопках археолог Альберто Рус обнаружил в подземелье саркофаг, которому более десяти веков. От известковых отложений da стенах и потолке гробницы образовались сталактиты. Девять рельефных фигур богов подземного царства, сделанных из алебастра, украшали стоны гробницы. Умерший мужчина был приблизительно 40 лет, ростом 173 см. Его зубы окрашены в красный цвет, хорошо сохранились. На нем множество украшений из нефрита: бусы, на всех пальцах — кольца, в руках четки. Его украшали также серьги и браслеты, рядом лежали вырезанные статуэтки цветов, маленьких тыкв, летучей мыши, змеиных голов, фигурок богов с характерными чертами. Один кусочек нефрита находился во рту. Шею и плечи покрывало огромное ожерелье из нефрита. Лицо покрыто маской из нефрита, глаза маски сделаны из раковин, а зрачки — из кусочков обсидиана. Это была усыпальница верховного жреца. На строительство ее должно было уйти много лет. Могила была подготовлена заранее, а пирамиду, несущую на себе Храм Надписей, сооружали уже над ней. Поздней было установлено, что погребенный под пирамидой был правителем Паленке. Он родился в 655 г. и умер в 694 г. Для индейцев того времени он был очень высок. По антропологическим данным установлено, что средний рост индейца был примерно 150 см. В коридоре у погребального склепа были принесены в жертву 6 юношей.
Поплярное на сайте:
Шарль Монтескье
Одним из первых по времени деятелей французского Просвещения был Шарль Монтескье. Уже его “Персидские письма” (1721г.) и “Рассуждения о причинах величия и падения римлян” (1734г.) с восторгом читались и перечитывались современниками. Его ...
Портрет 1820-х и первой половины 1830-х годов
Какие бы темы ни волновали Брюллова— портрету он отдавал лучшие минуты своего вдохновения. Продолжая традиции русских художников с их обостренным вниманием к духовной жизни человека, Брюллов сказал в области портрета новое слово. Как ист ...
Литургическая и полулитургическая драма
Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма. Борясь против остатков античного театра, против сельских игрищ, церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях. Как я уж ...
Навигация