Эволюция формы гробниц наглядно иллюстрирует процесс имущественного неравенства. В конце додинастического периода гробницы частных лиц сравнительно мало отличались от усыпальниц правителей. Самые ранние захоронения представляли собой холм, который стал затем укрепляться с помощью камня и кирпича. Из этой формы продолговатого плоского возвышения возникает традиционный вид надгробия - мастаба, получивший дальнейшее развитие в строительной практике древнеегипетских зодчих. Древние города Египта - Мемфис, Он (Гелиополь) и Абидос - были не только крупными художественными центрами, но в первую очередь являлись средоточием религиозной жизни. Здесь и в ряде других мест сложились основные космогонические и теологические доктрины, определявшие мировоззрение своей эпохи.
Мы уже много сказали о постройках, в которых жили египтяне, о гробницах, где покоились их тела, но мы ничего не сказали о самих Египтянах. Как они жили, как воспринимали окружающий мир, что знали о мире, в котором жили?
Мировоззрение древних египтян " преломлялось в образной форме мифа, в которой закрепился основной круг представлений о мире, связанных с его происхождением и осмыслением. Хотя для египтян земля ограничивалась их страной, а воды - Нилом, они знали о существовании космоса, который олицетворялся солнцем, луной, небом и созвездиями, воплощавшимися в образе богов. Миф, ставя извечный вопрос о начале мира, не дает логического объяснения его происхождению, а сводит все явления к образному осмыслению. Отсюда рождается свойственная мифу сложная символика, своеобразный иносказательный язык. Хотя сказания о сотворении мира с их различными версиями появляются позднее (мемфисский вариант этого сказания восходит к III тыс. до н.э.), основные функции богов уже определились, - об этом свидетельствуют названия номов, посвящение молелен тем или иным богам и культовые их изображения в статуарной пластике и рельефе.
Египтяне рассматривали возникновение мира не от некоей временной точки, а от условного начала, за которое принимался первобытный хаос Нун. Из него возник прародитель богов Атум, давший начало девяти основным богам. Внутри древнеегипетского пантеона боги группировались или по принципу парности - бог и богиня, представляющие супружескую чету, или по триадам 2+1: Осирис, Исида и их сын Гор или Амон, Мут и Хонсу и другие. Таким образом, пантеон приобретал четкую, упорядоченную структуру, где число 3 соответствовало наипростейшей форме неделимого множества. Древнеегипетских богов трудно однозначно дифференцировать, ибо сущность космических богов многообразна и каждый из них несет в себе несколько функций. Египетская космогоническая система опиралась на солярный культ. Солнце в образе бога Ра рождалось из вечного мрака, олицетворявшегося инертным океаном Нуном. Оно возникло благодаря собственной силе и обязано было своим появлением себе самому. Постепенно из сонма богов, различавшихся по принципу мужских и женских, выкристаллизовываются определенные признаки, характерные для каждого индивида. Бог Тот, считавшийся лунным божеством, богом мудрости и покровителем наук, почитался еще с додинастической эпохи в виде священных животных павиана и ибиса. Небесные сферы олицетворялись богиней Нут и Хатор, к солнечному культу помимо Ра был причастен сокол Гор. Богиня Хатор служила как бы женской параллелью бога Гора, что отражено в ее имени, означающем «дом Гора». Главным богом Мемфиса являлся Пта, которому, как сообщает Манефон, фараон Мен соорудил храм в своей столице. Культ Пта был больше связан с абстрактными представлениями. Приписываемый ему акт творения мира воспринимался в отвлеченной форме мысли, высказанной в слове. С Пта связан культ священного быка Аписа, установившийся еще задолго до объединения Египта и восходящий к тотемистическим представлениям. Египетские боги представлялись в антропоморфном и зооморфном виде, помимо этого существовали образы, сочетавшие в себе элементы человеческой фигуры и животного. Примером тому могут служить различные формы иконографии Хнума, Анубиса, Бастет, Сохмет и целого ряда других богов.
Мы видим, что для египтян существует культ богов. Они изображают их в виде статуй, рисуют на постройках.
Итак, культура раннего царства становится прочным фундаментом, на котором развивались все области искусства и философской мысли последующих эпох, ибо на этом этапе происходит формирование специфических египетских черт их общих приемов художественного отражения, свойственных многим древневосточным культурам.
Поплярное на сайте:
Скульптура
Когда мы говорим о скульптуре Китая, перед нашим мысленным взором возникают, словно полные безудержного движения, терракотовые фигуры танского времени: мчащиеся или вздыбленные кони, юные девушки-танцовщицы, взмахивающие длинными рукавами ...
Музейная педагогика как
формирующаяся научная дисциплина
Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общен ...
Народный костюм 18-19 вв.
Данная работа представляет собой попытку обобщенного описания Северного праздничного костюма, бытовавшего в конце XVIII– начале XX века. Выбор данной темы обусловлен личным интересом и восхищением именно этой формой русского традиционного ...
Навигация