Казанский собор

Страница 2

В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества. Белый цвет - цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы - "щита и меча" всей России и всего христианского мира.

В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей, открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному месту - московскому образу Голгофы, символу победы Христа и завершалась образом Града Божия - храмом Покрова на Рву. Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и готовилось с Ее помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предтеч. Отречение от своего настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей личности и замену ее на "личину". Антихрист, лживо выдающий себя за мессию, будет последним Самозванцем на земле, и с Казанской иконой, спасшей Россию от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех христиан от лжецаря мира в последние времена.

Дважды в год, 8 июля и 22 октября - к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла "по градам" - по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.

В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иван Неронов и затем Аввакум, - "ревнители благочестия", не принявшие церковную реформу патриарха Никона, которая положила начало раскола русской православной Церкви на никониан и старообрядцев. Сюда Никон прислал свою первую грамоту с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное и коленопреклонение на поясной поклон. Отсюда же Иван Неронов и Аввакум были отправлены в заточение.

В петровское время по указу царя Казанскую икону доставили в новую столицу Санкт-Петербург, где позднее для нее построили Казанский собор на Невском проспекте.

В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм. И хотя поиски собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы его истории оказались связанными именно с Казанским собором. По мистическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ прот. Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой также совершались снова в Казанском соборе.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм.

В 1610 году в селе Коломенском расположился станом Лжедмитрий II с воеводою Сапегой. В память избавления Москвы от поляков и от Тушинского Вора царь Михаил Федорович приказал заложить здесь пятиглавый храм в честь Казанской иконы Богоматери, оказавшей помощь русскому воинству. Храм был освящен только при Алексее Михайловиче. И под крестом церкви появилась надпись, что она построена в честь столетия взятия Казанского ханства в 1552 году.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Принципы оперной реформы
Основные положения своей оперной реформы Глюк изложил в посвящении, предпосланном партитуре оперы «Альцеста». Приведем несколько важнейших положений, наиболее ярко характеризующих музыкальную драму Глюка. В первую очередь Глюк требовал о ...

Рисунок в XX веке
В значительной мере оба стиля рисунка XIX века — и описательный и артистический — получают продолжение и в нашем столетии. Но определяющим в XX веке становится рисунок совсем иных качеств. Главная его черта — это интеллектуализм. Такой ри ...

Скульптура: нэцкэ
Миниатюрная скульптура — нэцкэ получила широкое распространение в 18 19 веках как один из видов декоративно-прикладного искусства. Появление её связано с тем, что национальный японский костюм — кимоно — не имеет карманов и все необходимые ...