Хоры, певческие коллективы проф. или самодеят. музыкантов, совместно исполняющие вок. музыку с инструм. сопровождением или без него (а-капелла). Унисонное хоровое пение появилось среди башкир в кон. 19 - нач. 20 в. Очагами распространения были мектебы и медресе. Инициаторами и организаторами Х. стали прогрессивно настроенные учителя Г.Ибрагимов, И.Терегулов, В.Клеменц, Ф.Агеев и др. До Окт. рев-ции в Уфе существовали рус. Х., преим. церковные, довольно высокого уровня певческой культуры. В их репертуаре была духовная музыка Д.С.Бортнянского, М.С.Березовского, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и др. Любит. светские Х. создавались в гимназиях, уч-щах, учительском ин-те. Среди уфим. регентов-руководителей Х. - И.П.Ишпайкин, И.П.Райский, Г.Ф.Арямнов, В.Г.Преображенский и др. Х. принимали участие в гор. мероприятиях, концертах Об-ва любителей пения, музыки и драм. иск-ва, исполняя соч. рус. и западноевроп. композиторов. После Окт. рев-ции массовое коллективное пение стало неотъемлемым элементом обществ. быта: собрания, митинги, манифестации сопровождались пением рев. песен. В 1919 при политотделе Уфим. Губвоенкомата был создан первый проф. Х., позже Государственный (1919-22, рук. А.А.Петручик, Преображенский). Х. исполнял рус. нар. и рев. песни и марши, произведения сов., рус. и заруб. композиторов. В нач. 20-х гг. появились баш. и тат. хоровые коллективы Уфим. ин-та нар. образования (рук. Х.К.Ибрагимов) и Гос. муз. школы (рук. И.В.Салтыков). В 1928 силами преподавателей и учащихся Баш. гос. техникума иск-в было осуществлено театр.-муз. представление "Башкирская свадьба" по пьесе М.Бурангулова (муз. рук. Салтыков, Ибрагимов). В нем было широко использовано баш. нар. муз. т-во, в т.ч. в хоровом исполнении. В 1934 при Доме Кр. армии был организован Красноармейский ансамбль песни и пляски (рук. Ибрагимов). Основу репертуара ансамбля составляли баш. и тат. нар. песни в обработке рук. коллектива. Важную роль в развитии хорового исполнительства в Башкирии сыграли рус. и баш. Х. вок. студии Башпрофсовета (1935-38, рук. А.Г.Тихомиров). Эти коллективы положили начало проф. Х. Баш. театра оперы и балета (БТОБ, 1938) и Баш. гос. филармонии (1939). Вел. Отеч. война прервала деят-сть филармонич. Х. Однако в февр. 1944 был создан проф. женский Х. (рук. М.Я.Федотов), реорганизованный в 1950 в смешанный (рук. Тихомиров). Х. Баш. гос. филармонии выступал в концертах Декады баш. лит-ры и иск-ва в Москве, где прозвучали хоровые соч. сов. и баш. композиторов, обработки нар. песен. Дальнейшее развитие хорового иск-ва связано с деят-стью композитора и хормейстера Ш.Ш.Ибрагимова, возглавлявшего проф. Х. Башрадиокомитета (1953-60) и Баш. гос. филармонии (1955-58). К нач. 60-х гг. качественно изменился уровень исполнит. культуры лучших учебных и любит. Х., выступавших с разнообразными концертными программами. Ярким событием муз. жизни Уфы стало исполнение Русской респ. хоровой капеллой (Москва, худ. рук. А.А.Юрлов), совместно с Нар. хоровой капеллой профсоюзов, Х. Уфим. училища искусств, педагогич. уч-ща -2 (Уфа, рук. М.П.Фоменков) и БТОБ (дирижер И.М.Альтерман) "Патетической оратории" Г.В.Свиридова. В мае 1969 состоялось первое выступление Х. Уфим. гос. института искусств совм. с Нар. хоровой капеллой профсоюзов, в теч. двух вечеров исполнивших большую программу из соч. Свиридова, в т.ч. "Патетическую ораторию", фрагменты "Поэмы памяти Сергея Есенина", и а-капелла (рук. Фоменков, хормейстер А.П.Иванов). В 1970 концертную деят-сть начала Баш. гос. хоровая капелла (рук. Т.С.Сайфуллин), в 1993 Камерный хор Муз. об-ва РБ (рук. Ш.М.Бикмухаметов). Выдающимся событием в муз. жизни Башкортостана 90-х гг. стало исполнение "Реквиема" Дж.Верди объединенными силами артистов Баш. хоровой капеллы, хора, солистов и симф. оркестра БТОБ при участии И.Архиповой и М.Биешу (дирижер В.И.Платонов). Важную роль в приобщении широких масс к хоровому иск-ву играют любит. Х., оганизованные при школах, ср. и высших уч. заведениях, з-дах, ДК.
Поплярное на сайте:
Материалы обработки материалов животного происхождения в Приамурье
Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, лахтака, нерпы, моржа, собаки, песца, росомахи, лисицы, белки, бобра. Используют также камус (шкурки ног оленей). А также шкуру таежных и морских животных, собак, ...
Маскарадные одежды
Цветовая палитра карнавального оформления являлась важнейшим стимулятором эмоционально-психологического состояния участников зрелищ. Она создавала атмосферу празднества, содержала сложную закодированную информацию программу общечеловеческ ...
Музыкальная культура
Проф. муз. иск-во Башкортостана, опирающееся на богатое нар. муз. т-во, формируется в 1-й пол. 20 в. До Октябрьской революции у башкир в основном развивалось устное муз.-поэтич. т-во. Сложились оригинальные формы и жанры музицирования, в ...
Навигация