Можно не знать Рафаэля и его "Сикстинской мадонны", "Петроградской мадонны" Петрова-Водкина, двух "Партизанских мадонн" или "Мадонны Биркенау" Михаила Савицкого, но мадонн Кузьмича знает каждый. Если не видел, то что-то слышал о них. Ведь Алексей написал этих мадонн не две, не десять и даже не сотню, а где-то около тысячи. Неудивительно, что самый большой, трехуровневый зал Союза художников - "Дворец искусств" на улице Козлова почти весь благодаря содействию главы Минска Михаила Павлова отдан в распоряжение Кузьмича. Вчера здесь открылась выставка его работ, и не только мадонн .
Его работы не балуют разнообразием, и модель изображения на них узнаваема и близка каждому. Кто-то утверждает, что это его жена, а младенец на ее руках или младенцы, ее окружающие, - это их дети. Нет, на картинах Кузьмича изображена все-таки не конкретная женщина, а именно Мадонна. И в этом его достижение как художника.
Кузьмич увлеченно, захватывающе, с какой-то пронзительной страстью может говорить, спорить и превозносить своих мадонн. А еще каяться, смеяться и плакать над ними. И делает он это эмоционально, искренне. Ведь, как всякий большой художник, Кузьмич в душе еще и артист. Скажу более, он в республике, пожалуй, первый и самый последовательный пропагандист, или, как нынче говорят, менеджер своих работ. Про него написано тысячи, а может, десятки тысяч журналистских статей - газеты любят сенсации (тысячи мадонн!!!), ярких, неординарных людей. А еще про Кузьмича снято около сотни телесюжетов и несколько документальных фильмов. Издан шикарный альбом его работ. Не говоря уже про то, что его работы тиражируются на разного рода продукции, не имеющей к искусству никакого отношения (на обложках книг, календарях, плакатах), что по сегодняшним меркам тоже является залогом колоссальной популярности, узнаваемости. Поэты посвящают ему и его мадоннам стихи и песни. Говорят, за эту немыслимую популярность, а может быть, еще и за эту напористость, настырность коллеги по ремеслу не очень-то жалуют художника Алексея Кузьмича, а закупочные комиссии при Министерстве культуры, которым выделяются деньги из бюджета, не торопятся приобретать работы популярного художника. А в том, что это явление, я думаю, сегодня уже мало кто сомневается.
Алексей Кузьмич. Сегодня это имя чаще других встречается на страницах периодических изданий. Репродукции картин художника украшают большие и малые журналы. Ему позируют писатели и артисты, кинорежиссёры и общественные деятели.
Известность, слава. Они пришли к Алексею Кузьмичу на втором десятке лет творческой жизни, когда начал проясняться её общий замысел, неведомый поначалу и самому художнику.
По мере создания, картина за картиной, как страница за страницей, складывается книга творческой жизни живописца. В первой её части художественный мир Алексея Кузьмича конкретен, ощутима тяга к портрету, тематической картине. Непосредственные впечатления от встреч с родными местами, людьми входят в плоть его произведений: "У окна" (1974), "Воскресный день" , "Девушка и цветы" (обе 1976), "В мастерской художника" (1977) и другие. Не отрываясь от непосредственного чувственного опыта, художник хочет самоопределиться: схватить и выразить пластический характер человека, образ или сущность вещи, её материал, энергию и т.д.
Простые жизненные наблюдения, простые жизненные начала. Как это часто бывает в начале пути, иные работы подражательны. В них угадываются лица великих кумиров-учителей, ценимых с ученической скамьи - Тициана, Эль-Греко, Ван Гога. Но это подражание не слепое, не формальное. Молодой художник как бы проходит ступени, возведённые до него, чтобы затем подняться на уровень, где зазвучит уже его, только его мотив. Впереди обретение мастерства, выход к серьёзным гражданским и общечеловеческим проблемам. С круга житейских забот центр тяжести перемещается на темы большого философского звучания; о смысле присутствия человека, о его нравственном долге, о предназначении женщины - матери - Мадонны, о духовной роли славянских народов в общечеловеческой эволюции. Художник пристально всматривается в людские судьбы, чтобы лучше понять жизнь и время.
Поплярное на сайте:
Мемориальные доски на местах боев
Места июльских боев 1941 года на улицах города увековечены рядом памятных досок. Одна из них установлена на здании
клуба милиции по проспекту Ю. Гагарина (дом № 15). До войны здесь размещалась межобластная школа милиции, курсанты и коман ...
Особенности пещерного искусства
Древнекаменный век, или палеолит - начальный и самый длительный период в истории человечества, в развитии которого можно проследить ряд этапов: древний, или нижний палеолит (до 150 тысячелетия до н. э.), средний палеолит (150—35 тысячелет ...
Возникновение первых фильмов в России
Первые фильмы братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через несколько месяцев после Парижа; первые киносъемки произведены еще через несколько недель. Начать с ...
Навигация