Опера

Страница 4

Не засмеяться ль им, пока

Не обагрилась

их рука,

Не разойтись ли полюбовно?

В соответствии с этим партии Онегина и Ленского мелодически сходны, каждый из участников дуэта повторяет за другим не только слова, но и мелодию.

Но часто ансамбль объединяет музыкальные характеристики ге­роев, чувства которых различны и даже противоположны.

В той же опере Чайковского в первой картине мы слышим квартет (Татьяна, Ольга, Ларина и няня). Он как бы распадается на два одновременно звучащих дуэта: Татьяна и Ольга поют романс "Слы­хали ль вы", а Ларина и няня вспоминают годы давно прошедшей молодости. На певучую, элегическую мелодию романса Татьяны и Ольги как бы "накладываются" декламационные фразы диалога Ла­риной и няни.

Еще ярче противопоставлены партии участников ансамбля в терце­те из первого действия оперы Римского-Корсакова "Царская невес­та" (Любаша, Грязной, Бомелий). Этот ансамбль передает нарастаю­щий душевный разлад Любаши и Грязного. Третье действующее ли­цо — лицемерный и коварный лекарь Бомелий — также имеет свою, очень выразительную и индивидуальную характеристику в этом ансамбле.

Большое место в опере занимают хоровые эпизоды. На примере все той же оперы "Евгений Онегин" мы можем видеть, как разно­образна бывает трактовка оперных хоров. В первой картине оперы мы слышим исполняемую хором песню крестьян, возвращающихся с полевых работ: "Болят мои скоры ноженьки со походушки". В ней хор выступает как единое целое, песня эта — обобщенная характе­ристика крестьян. Такой же хор-песню мы слышим и в третьей карти­не первого действия (хор девушек "Девицы, красавицы"). Обобщен­ность, суммарность характеристики крестьян здесь вполне уместна: крестьянские сцены не связаны с развитием основного сюжета, они только фон, обстановка действия.

И совсем иначе трактован хор в первой картине второго действия, в сцене бала у Лариных. Хор гостей здесь — это не только "фон" в картине усадебного быта, это — активный участник действия. Более того, пересуды гостей на балу являются непосредственной причиной ссоры Онегина и Ленского — кульминации этой картины. Поэтому хор трактован здесь уже не суммарно, он индивидуализирован, в не­которых моментах он разделяется на отдельные группы, перебрасы­вающиеся репликами по адресу Онегина.

Таким образом, различный характер изложения хоровых эпизодов теснейшим образом связан с участием хора в развитии действия, с его "драматургическими функциями".

Пример максимальной индивидуализации хора мы находим в му­зыкальной драме Мусоргского "Борис Годунов", где из хора народа, упрашивающего Бориса принять царский венец, выделены не только отдельные группы, но даже отдельные персонажи, получающие лако­ничную, но меткую музыкальную характеристику. Реплики отдель­ных персонажей раскрывают истинное отношение народа к событиям, подневольный характер их обращения к будущему царю.

Нам осталось рассказать о значении инструментальных эпизодов в опере. К ним относятся танцевальные эпизоды и увертюра. Танцы в опере являются не только зрелищем, но и одним из средств му­зыкально-драматургического развития. Хорошим примером здесь могут служить танцы из второго действия оперы Глинки "Иван Су­санин". Это — картина блестящего праздника в замке богатого поль­ского магната. Пышно разодетые пары проходят в торжественном полонезе, вихрем проносятся в огненной мазурке и веселом кра­ковяке. Они готовы заранее праздновать победу над русскими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте:

Творчество Шарля Луи Монтескье
Первым философским романом в просветительской прозе XVIII в. по праву считаются “Персидские письма” Монтескье (1721г.). Отечественные литературоведы внесли значительный вклад в разработку проблем художественного творчества великого францу ...

Искусство древнего Рима как продолжение древнегреческого искусства
Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают завершением ...

Тотемизм
Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом. Тотемизм («от-отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род») - система религиозных представлений о родстве между группой людей (обыч ...