Бронза широко применялась для изготовления разного рода орудий труда, оружия и для производства цельнолитых приборов и многих предметов домашнего обихода. Отливкам прикладного назначения придавали вид настоящих художественных изделий. Способность бронзы хорошо полироваться, а также легко принимать покрытия с высокой отражательной способностью были замечены египтянами еще в глубокой древности. Не остались секретом эти свойства для народов других стран. Если нельзя точно сказать, где и когда впервые начали применять бронзовые зеркала (по некоторым данным они были известны уже в III тысячелетии до и. э.), то можно с уверенностью утверждать, что в странах Древнего Востока некоторые народы широко применяли бронзовые зеркала, не имея экономических связей с Египтом.
|
Производство бронзовых зеркал в древности развилось в самостоятельную ветвь художественного литья. Зеркала изготовляли разных размеров и форм в больших количествах: они были круглые, в виде своеобразного многогранника, фигурные, с ручками и без них. Техника изготовления зеркал, их художественная ценность постоянно повышались. Некоторые зеркала, найденные при раскопках, представляют собой образцы высокохудожественных отливок. Рабочую поверхность отливали особенно тщательно и затем полировали. Малейшие литейные дефекты снижали ценность изделия. Зеркала отливали из специальной бронзы, дающей возможность получить полированную поверхность с наибольшей способностью отражения. Такая бронза содержала от 25 до 50% олова (правда, в это количество входил свинец и другие примеси). Иногда лицевую сторону зеркал покрывали ртутью, например в зеркалах древней Кореи. Зеркала народов Древнего Востока, греков и римлян отличались замечательными литыми рельефами художественных изображений на оборотной стороне. Темой таких изображений служили растения, животные, птицы, мифические существа, разнообразные орнаменты. На рис. 7, а, б представлены восточные зеркала середины I тысячелетия до и. э., а на рис. 7, в — тагарское (сибирское) зеркало с литой ручкой IV—III вв. до и. э.
Трудно перечислить все своеобразные примеры литья интересных приборов и сложных орудий, встречающихся в различных странах. В странах Древнего Востока литье использовалось довольно широко для изготовления разнообразных приборов: художественно выполненных солнечных часов, устройств для сигнализации, астрономических приборов, приспособлений для перемещения грузов и т. п.
Из этой серии изделий представляют интерес дымовые часы (рис. 8). Это цельнолитая пустотелая отливка с замысловатыми перегородками внутри. Размеры такого изделия небольшие: высота всего около 0,5 м, ширина меньше 40 см. На верхней плоскости часов помещен циферблат в виде особо расположенных сочетаний круглых отверстий. Каждое такое сочетание изображает определенный знак созвездий. Всего таких сочетаний 12, по количеству «страж» (частей) в сутках. Над изготовлением часов трудились не только видные мастера-литейщики, но и знаменитые астрономы.
|
Дымовые часы устанавливали во дворцах царей и крупных сановников. Они действовали следующим образом. Чтобы узнать время суток, необходимо было сжечь внутри часов благовония; дым при этом выходил через отверстия, соответствующие изображаемой ими части суток — «страже». Такие часы требовали еще механизма, который автоматически переключал ход внутреннего канала к тому или иному изображению на циферблате. Но это имело второстепенное значение, как второстепенное значение имело и то, что по дымовым сигналам часов можно определять время лишь с точностью до 2 часов, так как «дымовые стрелки» прыгали лишь через каждые 2 часа. Важно, что прибор, представляющий собой художественную отливку с инкрустацией золотом (надписи названий «страж» на циферблате, орнаментовка и т. п.), мог вызывать удивление и восторг у зрителей. Поразить же диковинкой, восхитить показным богатством чужестранца — извечная мечта многих правителей на Востоке. И такая диковинка, как дымовые часы, для указанных целей была вполне пригодной.
К художественному оформлению бронзовых отливок прибегали и в том случае, когда изготовляли строго научные астрономические приборы. Ценилась не только работа прибора, а и его привлекательность. Так, не одна древняя обсерватория стала впоследствии уникальным собранием произведений художественного литья. Сравнительно простой прибор — азимутальный инструмент — обрамляется литой подставкой необычно замысловатой формы и сложной композиции, каждая деталь которой имеет самостоятельное художественное звучание.
Поплярное на сайте:
"Неделя"
Невеста сидит с подругами завешанная и даже спит, как говорилось, "не сымая фаты". Разумеется, она открывает слегка лицо, откидывая ткань выше лба, когда нет гостей, но когда кто то приходит, тот час опускает фатку, хлестнетце и ...
Обзор некоторых экспонатов
музея
В коллекциях Эрмитажа находятся сотни тысяч экспонатов. Любой экспонат имеет огромную ценность, художественную и историческую.
Для посетителей музея ценность коллекций ясна. Однако, каждый находит для себя те самые произведения и работы, ...
Иконопись
Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст- наволока. На наволоку в нескол ...
Навигация