Итак, несмотря на особое внимание к этим изображениям со стороны исследователей, на сегодняшний день нет возможности сделать окончательные выводы, однако можно определить некоторые положения.
К этому же времени относятся волнистые линии и другие неопределенные знаки, прочерченные пальцем по мокрой глине.
Вскоре возникли и первые, еще неуверенные контуры, в которых при пристальном рассмотрении можно угадать фигурки разных животных. Контуры обведены пальцем, поэтому линии неровные, прерывистые и тонкие. Многие изображения не закончены, детали не прорисованы, пропорции не соблюдены. Такие рисунки можно увидеть в пещерах Ляско, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла-Мут во Франции, Альтамира и многих других пещерах Испании.
Контурная линия петроглифов постепенно углублялась, становилась шире и увереннее. В некоторых случаях поверхность внутри контура заполнялась красной или черной краской без детальной проработки. Таковы рисунки в пещерах Альтамира, Пеш Мерль и Ляско. Применение второго цвета в живописи сочеталось с попытками передачи перспективы: тело животного изображалось в профиль, а копыта и рога - в фас или три четверти. Живопись и петроглифы развивались параллельно. К концу первого периода появились изображения, совмещавшие в себе обе техники. К этому же времени относятся небольшие рисунки, выполненные на кости и камне, барельефы, обнаруженные в Рок де Сар (Франция).
Во втором периоде (конец солютрейской - начало мадленской эпохи, 18-15 тысячелетие до н. э.) в живописи постепенно развивалась детализация. Например, шерсть животных изображалась косыми параллельными штрихами, пятна на шкурах животных - пятна различных оттенков желтой и красной охры. Рисунки на шерсти иногда выскабливались. Стремясь передать объем, первобытный художник делал контурные линии то ярче, то темнее, подчеркивал светлые и теневые части фигуры, выпуклости сочленений. Живопись и петроглифы этого периода сохранились в пещерах Ляско, Пеш Мерль, Ла-Пасьега и других.
В третьем периоде (12 тысячелетие до н. э.) наступает расцвет пещерного искусства. К этому времени относятся огромные анималистические ансамбли, обнаруженные на сводах самых глубоких пещер - Руфиньяк, Ньо, Труа Фрер, Монтеспан, поражающие своей реалистичностью изображения бизонов на потолке Альтамиры, некоторые произведения в пещерах Ляско, Фон де Гом, Ла-Мадлен, Комбарелль.
В четвертом периоде люди научились передавать объем, перспективу и динамику (животные обычно изображались в движении), применять разноцветные краски. Однако строить взаимосвязанную композицию первобытные художники еще не научились: нередко фигуры животных образовывали хаотические нагромождения. Лишь изредка встречаются сценки, объединяющие две, иногда три фигуры. Наиболее распространены парные изображения животных противоположного пола, связанные с магическими обрядами, касающимися размножения животных. Линия рисунка приобрела большую динамичность. Вместе с тем из изображения исчезли живость и непосредственность. Живопись постепенно утратила объемность и стала плоской. В четвертый период происходило постепенное усиление стилизации. Рука, например, изображалась в виде граблей с пятью зубьями. Изображения этого времени сохранились в пещерах Лабастид, Фон де Гом, Марсула и других.
Пятый период характеризуется отсутствием фигуративных реалистических изображений. На стенах пещер снова, как и в первоначальный период, появились хаотические переплетения линий, непонятные схематические знаки, разнообразные ряды точек. Завершают этот период геометрические рисунки на масдазильских гальках.
В развитии схематического искусства также можно выделить некоторые общие тенденции, которые выражаются в постепенном упорядочении хаотически разрозненных и бесформенных элементов, в переходе от линий неопределенной формы к более четким, ритмичным фигурам или орнаментальным узорам. Наиболее четко эти тенденции проявляются в эволюции предметов мобильного искусства.
Общей тенденцией, характерной и для фигуративного, и для схематического искусства, является стремление к пластической ясности, известному единообразию и к канонизации отдельных образов и элементов.
Изучив тему, автор может сделать вывод, что искусство позднего палеолита-это путь упорных поисков правдивой передачи животных как основной, интересующей человека темы. От едва намеченных непропорциональных контуров каких-то зверей эпохи Ориньяк он перешел к красочному изображению полных жизни и экспрессии животных эпохи Мадлен.
Одной из особенностей искусства палеолита можно считать умение человека каменного века отобразить главное, выделить основные детали, характеризующие наиболее полно объект изображения. Первобытный художник не только умеет просто выделить нужное, но и вырабатывает в своей творческой практике основные, пусть еще очень примитивные и упрощенные, однако выразительные приемы. В предметах, им созданных, ощущаются гармония, симметрия, ритм; он умеет создавать нужную ему форму, знает специфические возможности краски, может разместить рисунок на заданной поверхности.
Поплярное на сайте:
Два пейзажа
Большой интерес с точки зрения трагизма представляют два парных офорта 1802 года – «Пейзаж с водопадом» и «Пейзаж со склоненными деревьями». На первом показан огромный черный утес на фоне водопада. На другом – утес, возвышающийся над пуст ...
Поздний период
1650-е годы – время самых высоких творческих свершений Велас-кеса. Вдохновенным оптимизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома (королева Марианна Австрийская, около 1649, Прадо ...
Филосовско – педагогические воззрения Руссо
Классические конфликтные схемы классицизма XVII-XVIII вв. основались на противоречиях между личностью и государством, частным и общественным, чувством и долгом, страстями и разумом (“Сид” Корнеля, “Ифигения”, “Федра” Расина, “Тартюф”, “До ...
Навигация