Парламент XVIII-XIX веков полностью воспринял организацию исторического английского Парламента, но в деятельности его сложилось много новых конституционных обычаев - в особенности связанных с законодательством и взаимоотношениями с короной.
Парламент стал более многочисленным и представительным органом. К XVIII веку количественный состав нижней палаты был постоянным (в 558 мест, в том числе, 45 от Шотландии), в XIX веке он вырос до 658 за счет Ирландии. В состав Палаты лордов к середине XIX века входило 465 светских и духовных аристократов (в т.ч. 207 епископов).
В XVII веке членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет. В XIX веке установился возрастной ценз в 21 год (тождественный гражданской правоспособности).
Члены Верхней палаты имели значительные государственные привилегии: судились только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль, касающийся статуса Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для принятия решения достаточно было присутствия трех лордов.
С 1858 года в Палату общин мог быть избранным любой избиратель старше 21 года и отвечавший избирательным ограничениям. Не могли быть избранными в палату иностранцы; судьи высших судов; духовенство; находящиеся под следствием; чиновники графств; лица, получавшие жалование от короны и пенсии от нее (с 1718 года).
Только в начале XIX века в Парламент получили доступ католики. В 1858 году избран первый еврей - барон Ротшильд.
В XVII-XVIII веках содержание парламентских дискуссий формально оглашению не подлежало. С 1771 года вошло в практику печатание отчетов о заседаниях палат.
В XVIII веке (конце XVII века) окончательно складывается верховенство парламента. Полномочия Парламента к этому времени охватывают практически любые вопросы. Важнейшие характеристики власти Парламента: суверенность, неограниченность, неподконтрольность.
Основной формой деятельности Парламента было законодательство. С середины XVIII века принималось в среднем по 250 биллей в год. В законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств).
Но со второй половины XIX века Правительство стало оказывать все более определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881 года вошло в обиход «правило спешности», согласно которому премьер-министр был в праве предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу особой государственной важности.
С 1887 года депутаты получили право требовать прекращения прений, и такая резолюция обязательно должна была голосоваться. До этого ход прений никак не регламентировался, и их продолжительность была произвольной.
С 1783 года было признано официально право парламентского запроса к Правительству. Однако за членами кабинета также было признано право, отвечать или не отвечать на запросы. С начала XVIII века запросы были формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства, то есть, известно ли какое-либо происшествие или явление Правительству. Только в 1869 году право парламентского запроса стало важным обычаем.
Поплярное на сайте:
Символика красок. Красный цвет в русском искусстве
28 апреля в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка "Красный цвет в Русском искусстве". Экспозиция занимает более 20 залов, включая произведения русских художников от XIV века до наших дней. Идея, заложенная в ее основу, ...
Качество образного строя искусства
Новый этап творчества свидетельствовал и об изменении ожиданий, связанных с искусством. Все предыдущее искусство, если говорить об искусстве Нового времени, воспринималось как деятельность чрезвычайно серьезная. Искусство прошлого было на ...
Позднее Возрождение
Следующий этап в культуре Возрождения - Позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в по конец XVI - первые годы XVII вв.
Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая ре ...
Навигация