Осмысление импрессионизма и теоретическое его обоснование было интенсивным в немецкоязычном регионе Западной Европы. Объясняется это не только склонностью немцев к теоретизированию, но и тем обстоятельством, что импрессионизм пришел в этот регион извне, из Франции. Рейтерсверд свидетельствует: “В Германии знакомство с живописью импрессионистов состоялось только осенью 1882 года. Богатый русский частный коллекционер в Берлине, профессор Карл Бернштейн, по мнению Лафорга “единственный знаток современной французской культуры в немецкой столице”, в начале года по совету своего кузена Шарля Эфрусси купил десяток полотен и акварелей работы Мане, Моне, Сислея, Писсарро и Берты Моризо и пригласил художников и знатоков искусства для осмотра новых приобретений”. По свидетельству присутствующих, “знатоки” перепугались.
Распространение импрессионизма в Германии и Австрии стимулировалось и тем, что этот пришелец, наделавший столько переполоха, должен быть изучен и представлен зрителю, читателю да и “знатокам”. Дело осложнялось еще и тем, что почти одновременно извне приходили сюда, как и в США, и импрессионизм, и натурализм, и реализм, то есть все варианты искусства конца века, ссылавшиеся на природу как на свой прямой источник. В затхлой и консервативной атмосфере вильгельмовской империи любой призыв к природе звучал дерзко и возбуждающе.
В Германии ключевую позицию сразу же в 80-е годы занял натурализм, ибо именно он осуществлял призыв к природе, заявку на точность, правдивость, как казалось, самым последовательным, самым очевидным образом. У немцев, для которых самым актуальным в конце девятнадцатого века был лозунг – создать современное национальное искусство, натурализм без труда сливался с реализмом, ибо натуралистическая достоверность представлялась в Германии достоверностью национальной, казалась открытием немецкой почвы, народной основы. “Натуралистическая” эстетика в Германии 80-х годов – это эстетика национального искусства “…четыре корня современного искусства – национальность, демократия, субъективный и объективный реализм”. В этой концепции немецкого натуралистического реализма нашел себе место и немецкий “натуралистический импрессионизм”.
Импрессионистические свойства раннего немецкого натурализма проявились вполне очевидно в произведениях некоторых авторов. Так, “Весна” Иоганнеса Шлафа является характерным образчиком импрессионистической прозы. “Я “ пристально вглядывается в весенний пейзаж ограничивая себя узким кругозором “лежу я глубоко в траве, под ясным солнце, руки под затылком, посвистываю…”. Такое ограничение дает возможность рассматривать очень пристально, фиксируя, как положенно импрессионисту, переливы света, игру красок.
В своеобразном, пантеистическом варианте проступает у Шлафа импрессионистическое взаимопроникновение внешнего и внутреннего миров. Мир внешний – прямое отражение внутреннего. “Весна” души творит весенний пейзаж. Одновременно и душа оказывается прямым производным от всеобщего цветения. Именно поэтому “Я” столь безлико, может без труда принимать любые формы одного и того же “весеннего” состояния, включаться в хоровод красок, в игру ярких цветов, где легко и просто меняются наряды. Все бытие, по Шлафу, - это “ликующая, пронзительная, сладкая, как ясный колокольчик, хохочющая, щебечущая, миллионноголосая радость”.
В отличии от Франции, в Германии импрессионизм осознавался как следующий за натурализмом этап, как составная часть литературного течения, определившегося в результате распада натурализма. В Германии отпочкование импрессионизма стало символом поворотом от аморфного натурализма 80-х годов к не менее аморфному “неоромантизму” 90-х годов, к экспрессионизму. Вот почему импрессионизм в конце девятнадцатого века в Германии воспринимается как самое характерное воплощение “конца века”, то есть не столько как художественный стиль или даже метод, сколько как мировосприятие, философия, жизненная позиция в широком смысле слова.
Поплярное на сайте:
Ученичество
Искусство всецело овладело Врубелем уже в Академические годы. Прежний юноша, для развлечения почитывающий и порисовывающий, совершенно переменился: откуда взялась необыкновенная сосредоточенность на работе и равнодушие ко всему, что вне е ...
Зарубежный период
После переезда в Европу Чехов хотел за рубежом осуществить свои творческие планы, связанные с идеей устройства нового театра. Он собирался заниматься педагогической работой («нужна студия»), режиссурой («Дон Кихот») и новым театральным де ...
Хохломская роспись во
второй половине ХХ столетия
В первые послевоенные годы главнейшей задачей промысла стало восстановление его творческого коллектива и обучение молодежи. Большую работу в этом направлении провели опытные мастера Семеновской художественной школы. В Ковернинском районе ...
Навигация