Василий Григорьевич Перов родился в городе Тобольске в 1834 году. Его отцом был губернский прокурор барон Г. К. фон Кридинер. Но, появившись на свет до брака родителей, художник получил фамилию крёстного отца - Васильев. Правда, она ему по каким-то причинам не нравилась, и впоследствии художник утвердил за собой прозвище, данное ему в детстве за успехи в чистописании.
Первые уроки живописи Перов получил в арзамасской школе А. В. Ступина - лучшей провинциальной художественной школе того времени. 18-летним он переехал в Москву и поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества.
"Проповедь в селе" - одна из первых картин Перова, за которую он получил в Училище большую золотую медаль и право на стипендию для поездки за границу.
В картине "Проповедь в селе", созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а дугой - на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неприятного; сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо како-то холёныё господин. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога." Я хотел изобразить одну из проповедей Иоанна Златоуста, причём старался показать степень её действия на разные характеры, на юность и старость, на бедность и богатство",- так объяснял художник замысел полотна.
Одновременно с "Проповедью в селе" Перов пишет картину, принёсшую ему первую известность, - "Сельский крёстный ход на пасхе". На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей. Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может опуститься человек. " Сельский крестный ход на пасхе" вызвал протест официальной критики и церкви, была снята с выставки Общества поощрения художеств, запрещена к показу и воспроизведению. Купившему её Павлу Михайловичу Третьякову художник В.Г. Худяков писал: "…слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публике?"
1862-1864 годы художник проводит за границей. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. Там его живописный язык и колористическая гамма меняются, отступают на задний план назидательность и рассудочность раннего творчества. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как "Савояр", "Слепой музыкант", "Парижские тряпичники". Париж Перова- это народные гулянья, балаганы на Монмартре, бродячие музыканты, нищие и бездомные. Но дальше этюдов работа не двигается. Большие картины остаются незаконченными.
"Написать картину совершенно невозможно…не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра", - пишет Перов. И не отбыв за границей положенных ему как пенсионеру Училища пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину.
Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Едкий обличитель нравов превращается в "поэта скорби". Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: " Проводы покойника", "Тройка", "Утопленница", "Приезд гувернантки в купеческий дом", " Последний кабак у заставы", " Спящие дети", " Странник". Каждая из них - законченная новелла о человеческом горе.
Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини " Проводов покойника"(1865 г.), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире.
Персонажи картины " Тройка"(1866 г.), изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя.
Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как " Утопленница"(1867 г.) и " Последний кабак у заставы"(1868 г.).
Поплярное на сайте:
Бронзовое литье Древней Грузии
Особенность истории металлургии некоторых закавказских народов заключается в строгом, последовательном чередовании основных эпох и этапов ее развития (использование самородной меди, бронзовое литье, кованое железо и др.), что не всегда мо ...
Чехов и Вахтангов
Во второй период своей московской деятельности, после душевного перелома, Чехов играл в Первой студии короля «Эрик XIV» и мастера Пьера «Архангел Михаил». Как уже было сказано, в МХАТ он играл Хлестакова. В 1924—1928 гг. в МХАТ-2 Чехов ис ...
История развития мирового кино
Киноискусство - род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий действительности.
За время развития кино сформировались 4 основн ...
Навигация