Пространственно кадр имеет границей: для авторов края пленки или объектива, для зрителя – края экрана. Все, что находится за пределами этой границы, как бы не существует. И только наша привычка к кино заставляет нас не замечать, как трансформируется привычный для нас зримый мир под влиянием того, что вся его безграничность вмещается в плоскую, прямоугольную поверхность экрана.
Когда мы видим руки глаза на экране снятые крупным планом, мы не думаем о том, что это глаза великана. Величина в кадре совсем не означает гигантские размеры, она свидетельствует о важности и значимости этого объекта. Каждый кадр на экране является знаком, то есть несет имеет значение, несет определенную информацию. Однако значение это может иметь двоякий характер. С одной стороны образы в кадре воспроизводят какие то предметы реального мира.Между этими предметами и образами в кадре устанавливаются некие семантические отношения. Предметы становятся значениями воспроизводимых в кадре, а следовательно и на экране образов. Освещение, монтаж,игра планами, изменение скорости кадров могут предовать предметам, воспроизводимым на экране, добавочные значения – символические, метафорические и т.д. Это свойство относится к выразительным свойствам кадра, подчеркивающим и усугубляющим то, что хочет донести до нас режиссер картины. А вот пример М. Ромма соединения двух кадров с получаемым выразительным свойством которое может привести к совершенно неожиданным результатам «Соединение движущихся кадров может привести к совершенно неожиданным результатам. Монтажом движение можно усилить или разрушить, поступательность его подчеркнуть или уничтожить. Это происходит благодаря свойствам монтажа, который при переходах с кадра на кадр создает своеобразные зрелищные повороты. Например, в батальных картинах иногда нельзя разобрать, где русские, а где, предположим, турки или где белые, а где красные. Очень часто наступающая армия на экране вдруг превращается в бегущую, и зритель не понимает — отступают турки или атакуют». И действительно выражение батальной сцены снятое одним и тем же планом, но разрезанное на отдельное кадры и смонтированное в иной последовательности, нежели в реальном ходе событий, может перевернуть все понятие о последовательности кадров. Раскрывая функции кадра, мы получим и наиболее полное его определение. Как пишет Ю.М. Лотман в своей книге «Семиотика кино и прблемы киноэстетики» - «Одна из основных функций кадра – иметь значение. Подобно тому, как в языке есть значения, присущие морфемам – грамматические и присущие словам – лексические, кадр не единственный носитель кинозначений. Значения имеют и единицы более мелкие – детали кадра, и более крупные – последовательности кадров. Но в этой иерархии смыслов, кадр – и здесь напрашивается аналогия со словом – основной носитель значений киноязыка». Предположим, режиссеру надо снять разговор двух человек, стоящих друг против друга,— разговор настолько значительный, что необходимо показать их глаза. Для этого нужно по очереди снимать крупные планы собеседников. Как это сделать, заставив зрителя почувствовать, что они смотрят друг на друга, а не оба в одну сторону?
Поплярное на сайте:
Сандро Боттичели
Боттичелли был превосходным мастером рисунка, составляющего основу флорентийской живописи кватроченто. Имя его вписано в плодотворный и замечательный период развития искусства Тосканы - вторую половину XV века. Личность Сандро было бы т ...
Модернизм и постмодернизм
Толкование этих явлений в науке неоднозначно; если говорить обобщенно, модернизм понимается как художественная практика (кубизма, футуризма, абстракционизма, сюрреализма и др.), развернувшаяся с начала XX в. и продолжавшаяся вплоть до вто ...
Микола Карпович Садовський
Микола Карпович Садовський (Тобілевич) народився 13 грудня 1856 року в селі Костуватому на Херсонщині. Дитинство і юність провів на селі серед чарівної природи, дружив із селянськими дітьми, на власні очі бачив сирітські злидні, стражданн ...
Навигация