Характеристика искусства Германии XVIII века

Статьи по культурологии » Искусство Германии 17-18 веков » Характеристика искусства Германии XVIII века

Страница 4

Рококо в Германии, начавшее ин­тенсивно развиваться в 30-х годах XVIII века, достигает зрелости к се­редине столетия. Аристократичес­кой культуре в немецких государст­вах были присущи определенные национальные черты, но она впитала в себя и французские влияния.

Противоречивые тенденции немец­кого рококо обнаруживаются осо­бенно ясно в станковой живописи. Французские влияния вступают в конфликт с немецкими националь­ными чертами, а традиции репрезен­тативной парадной живописи барок­ко приходят в столкновение со стремлением нового искусства к простоте и интимности.

Антуан Пэн (1683-1757), работав­ший при прусском дворе, создавал декоративные росписи, писал га­лантные сцены в духе Ватто и Лайк­ре, подвизался в области портрета. Мастеровитый, но неглубокий и тя­желовесный Пэн подражал то Рем­брандту, то современным францу­зам. Однако порой его модели пред­стают перед зрителем не в шаблон­ном обличье портретов рококо, а в неожиданном бытовом аспекте, и это придает некоторым работам Пэна, например, его портрету Кайзерлинга (ок. 1738, Голландия, Дом в Дорне), острое своеобразие.

В архитектуре веяния французского рококо были также ощутимы. В дворцовой архитектуре, в противо­положность великолепным рези­денциям барокко, получают -пре­обладание постройки интимного, камерного, почти павильонного ти­па. Таков и дворец Сан-Суси в Потс­даме (1745—1747), выстроенный для Фридриха II Георгом Венцелаусом Кнобельсдорфом (1699-1753). Не­большой одноэтажный дворец со­стоит из перекрытого невысоким куполом овального зала и двух бо­ковых крыльев. Парковый фасад дворца с выступающей полуротон­дой в центре украшен фигурами кариатид и атлантов, поддерживаю­щих карниз. Расположенные по всему фасаду попарно между высо­кими окнами, они придают дворцу нарядный, живописный вид. В отли­чие от скульптуры Цвингера, кото­рая неразрывно связана с архитек­турой, атланты Сан-Суси только оживляют поверхность стены. Здесь скульптура становится «деко­ром» в самом прямом значении тер­мина.

Дворец эффектно возвышается на многоступенчатой террасе, спускающейся к парку, искусно распланированному Кнобельсдорфом. Осевая г регулярная композиция парка, вос­ходящая к эпохе барокко, сочетается здесь с более интимными, пейзаж­ными участками.

Другой значительный памятник эпохи - дворец Амалиенбург (1734-1739) близ Мюнхена (Бавария), выстроенный приехавшим из Фран­ции архитектором Франсуа Кювилье (1695-1768), - еще более скромен по своим размерам, чем резиденция прусского короля. Это маленькое строение представляет собой образец строгого и сдержанного французского вкуса.

В 1755 году в Дрездене вышла работа Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768) «Мысли по поводу под­ражания греческим произведениям в живописи и скульптуре», которая произвела громадное впечатление на современников и создала тео­ретические предпосылки для раз­вития классицизма. Винкельман «от­крыл» в античном искусстве ту идей­ную глубину, строгость и близость природе, которые бесконечно под­нимали в его мнении искусство древ­них над пустыми и манерными тво­рениями рококо. Свои выводы Вин­кельман сформулировал в словах, ставших девизом поборников клас­сицизма: «Единственный путь для нас сделаться великими и, если мож­но, неподражаемыми - это подра­жание древним».

Главное произведение Винкельмана — «История искусства древности», — увидевшее свет в Риме в 1763 году, является первым в мировой литера­туре исследованием, которое рас­сматривало историю искусства как процесс и затрагивало вопрос эво­люции стиля. Классицизм XVII века ориентировался главным образом на римские образцы, Винкельман же решительно отдает предпочтение ис­кусству Греции. Главную причину его расцвета в эпоху Фидия Винкель­ман, выражая идеологию третьего сословия, видел в политической свободе афинского народа. Но Вин­кельман не требовал от искусства активного общественного содержа­ния, а высшее достоинство античного искусства он видел в «благород­ной простоте и спокойном величии». Идеи Винкельмана, созвучные умо­настроениям передовых людей эпо­хи, получили широкое распростра­нение среди его соотечественников. Первым художником, пытавшимся на практике воплотить идеи Вин­кельмана, стал Антон Рафаэль Менгс (1728—1779), бывший в молодости выдающимся портретистом. Сбли­зившись с Винкельманом, Менгс стал убежденным приверженцем его доктрины. Переселившись в 1750-х годах в Рим, художник создал композицию «Парнас» на потолке виллы Альбани (1761). Но программ­ное произведение Менгса обнаружи­вает сходство скорее с холодным академизмом болонцев XVII столе­тия, чем с античным искусством. Отказываясь от барочного иллюзионизма, Менгс строит свой пла­фон, словно это станковая картина, помещенная на потолке. Апол­лон, окруженный музами, изобра­жен на фоне пространственно трак­тованного пейзажа. Каждая фигу­ра плафона — это воспоминание художника не только об античных, но также о ренессансных или акаде­мических образцах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте:

Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина
Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общен ...

Различия и сходства культур
Так как культурные ценности формируются на основе опыта людей и отбора видов их поведения, то прошлые и нынешние культуры различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а пр ...

Импрессионизм в музыке
Если обратиться к музыке, к которой с такой надеждой припадали в конце прошлого века и символисты и импрессионисты, полагавшие, что она-то и необходима ''прежде всего'', то следует заметить, что здесь зыбка грань и есть основание для сбли ...