Импрессионизм в музыке

Страница 1

Если обратиться к музыке, к которой с такой надеждой припадали в конце прошлого века и символисты и импрессионисты, полагавшие, что она-то и необходима ''прежде всего'', то следует заметить, что здесь зыбка грань и есть основание для сближения этих методов.

Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен. С девяти лет Дебюсси начал обучаться игре на фортепиано. В 1873 году он начал свое обучение в парижской консерватории.

Уже первые вокальные сочинения Дебюсси, относящиеся к концу 70-х и началу 80-х годов (''Чудный вечер'' на слова Поля Бурже и особенно ''Мандолина'' на слова Поля Верлена), обнаружили самобытность его таланта.

Стремление сблизиться с новыми направлениями в искусстве, желание расширить свои связи и знакомства в художественном мире, привели Дебюсси еще в конце 80-х годов в салон крупного поэта конца 19 века и идейного вдохновителя символистов - Стефана Маларме. Здесь Дебюсси познакомился с писателями и поэтами, чьи произведения легли в основу многих его вокальных сочинений, созданных в 80-е и 90-е годы. Среди них такие произведения как ''Вечерние гармонии'', ''У фонтана'', ''Балкон'' на слова Шарля Бодлера, ''Акварели'' и другие…

90-е годы – первый период творческого расцвета Дебюсси в области не только вокальной, но и фортепианной (''Бергамасская сюита'', ''Маленькая сюита'' для фортепиано в четыре руки), камерно инструментальной (струнный квартет) и особенно симфонической музыки ( в это время создаются два наиболее значительных симфонических произведения-прелюдии ''Послеполуденный отдых фавна'' и ''Ноктюрны''). Прелюдия ''Послеполуденный отдых фавна'' был написан на основе поэмы Стефана Маларме в 1892 году. В течение 90-х годов Дебюсси работал над своей единственной законченной оперой ''Пеллеас и Мелизанда''. В этом сочинении очень мало внешнего действия, место и время его почти не меняются. Все внимание автора сосредоточилось на передаче тончайших психологических нюансов и переживаний героев.

После постановки ''Пеллеаса…'' Дебюсси предпринимает несколько попыток сочинения опер, отличных по стилю и жанру от первой. К двум операм на фантастические сюжеты по Эдгару По –'' Гибель дома Эшеров'' и ''Черт на колокольне'' –были написаны либретто, сделаны эскизы, которые сам же композитор уничтожил незадолго до смерти. Также не было осуществлено намерение Дебюсси создать оперу на сюжет трагедии Шекспира ''Король Лир''.

С 1901 года Дебюсси становится профессиональным критиком. Самые значительные статьи и высказывания Дебюсси собраны им в 1914 году в книге ''Господин Крош-антидилетант''.

Начало века- высший этап в творческой деятельности композитора. В эти годы создаются такие фортепианные произведения как ''Вечер в Гренаде'', ''Сады под дождем'', ''Остров радости''. В них композитор еще больше расширяет рамки темброво-красочных и технических возможностей фортепиано. Он использует тончайшие градации динамических оттенков в рамках одного звукового пласта или сопоставляет резкие динамические контрасты. Ритм в этих сочинениях начинает играть все более выразительную роль в создании художественного образа. Иногда он становится гибким, свободным, почти импровизационным. Среди симфонических сочинений написанных в эти годы выделяются ''Море'' и ''Образы''.

Последнее десятилетие в жизни Дебюсси отличается непрекращающейся творческой деятельностью. В этот период можно найти самые различные жанры, ранее у него не встречавшиеся.

Казалось бы, Дебюсси- символ музыкального импрессионизма. Казалось бы, им дана достаточно точная характеристика импрессионистического метода применительно к музыке, именно он размышлял о музыке ''специально созданной для открытого воздуха'', мечтал о ''естественном соединении'' в музыкальном произведении ''трепета листвы и запаха цветов''. ''Занимаются метафизикой, а не музыкой. Музыка должна стихийно регистрироваться слушателем, без того, чтобы он испытывал потребность в обнаружении абстрактных идей, в ухищрениях сложного развития тем. Не прислушиваются вокруг себя к бесконечным шумам природы… Вот, по-моему мнению, новый путь… Это искусство свободное, искрящееся, искусство открытого воздуха, искусство, соразмерное со стихиями, с ветром, небом, морем!… Я только пытаюсь выразить с наибольшей искренностью ощущения и чувства, которые испытываю: остальное мало для меня значит…» (К. Дебюсси).

Итак, импрессионизм? Несомненно, не ''многие из произведений Дебюсси невозможно определить с помощью этого понятия, и сам композитор никогда его не принимал'' (Ст. Ярошинский). ''Дебюсси именно в том и видел превосходство музыки над другими искусствами, что она двусмысленна не подчинена таким определенностям и условиям, как краски и слова… Дебюсси не надеется, подобно импрессионистам, увидеть истину и показать ее. Он хорошо знал что истину можно лишь ощутить и, самое большое, намекнуть на нее…''(Идид). Мы знаем однако, что определенность такого материала искусства, как слова и краски, не препятствие для искусства суггестивного, для искусства ощущений и впечатлений. И в том же труде, ставящем под сомнение импрессионизм Дебюсси, символизм определяется как ''создание символов, то есть синтеза формальных элементов видимого мира (линий, поверхностей, планов, цветов) и субъективности художника'', предполагается, даже утверждается такой тип искусства, в котором импрессионизм воссоединяется с символизмом. Само собой разумеется, надо принимать во внимание специфику музыки. Андре Сюаре назвал рассуждения о Дебюсси как импрессионисте вообще ''немузыкальными'', напоминая, что в музыке не бывает пейзажей, бывают лишь чувства, символы. Мнений по этому поводу может быть множество. Но элементарное сравнение принципов импрессионизма в изобразительном искусстве и в музыке несомненно доказывает их органическое созвучие:

в музыке:

- внимание к миниатюрам;

- отрывистые, короткие мелодии;

- эмоциональность;

- богатая оркестровая палитра;

- широкий диапазон звучания, регистровое разнообразие.

в изобразительном искусстве:

- работа чистым цветом без черного;

- работа беглыми мазками;

- этюдность работ;

- серийность работ;

- эмоциональность работ;

- нет края полотна;

- тематика – современная жизнь;

- работа на пленэре (на воздухе);

- исчезает глубина образа (кроме Ре- нуара).

Ит

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Иван Иванович Шишкин
В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали ...

Материалы обработки материалов животного происхождения в Приамурье
Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, лахтака, нерпы, моржа, собаки, песца, росомахи, лисицы, белки, бобра. Используют также камус (шкурки ног оленей). А также шкуру таежных и морских животных, собак, ...

Студийные эксперименты: от «системы» Станиславского к методу Чехова
К самостоятельным опытам по технике актера Чехов пришел в период кризиса, когда он открыл студию у себя дома в Москве. Чеховская студия просуществовала с 1918 по 1922гг. Это была первая из многих студий актера. За границей Чехов организов ...