Общение с природой есть общение в свободе и любви. Чувство прекрасного – величайший регулятор отношений человека к миру. Подтверждая своими чувствами прекрасное в природе, человек тем самым утверждает себя как человек.
Непосредственное восприятие природы и опосредственное эстетическое отношение к ней с помощью искусства на протяжении всей истории человечества формировало у людей чувство прекрасного и эстетический вкус, т. е. Понимание красоты и способность наслаждаться красотой, а также потребность в таком наслаждении.
Из всех форм и видов искусства наибольшая полнота зримого воссоздания прекрасной природы свойственна живописному пейзажу. В этом жанре в одном ракурсе наблюдения сосредоточены вместе образность, рисунок, перспектива, охватывающая даль, воздух, цвет и свет.
Пейзажная живопись – это одно из наиболее популярных жанров изобразительного искусства. И это понятно: трудно найти человека, которого не трогали бы тихая прелесть лесной поляны, необозримый горизонт уходящих в даль полей, яркие краски вечернего заката или нежное очарование утренней зари.
Возможности пейзажа не ограничиваются только документально точной передачей природы. Ведь художник не только фиксирует тот или иной вид. В любом произведении искусства всегда проявляется отношение мастера к увиденному, и пейзажная живопись в этом отношении не составляет исключения. Пейзаж – не только отображение природы, но и одновременно средство выражения человеческих чувств и переживаний.
Существует великое разнообразие пейзажных форм. Это объясняется прежде всего тем, что сама природа эстетически разнообразна до бесконечности. Каждый ее мотив неповторим, уникален. Эстетическая неисчерпаемость природы обуславливает богатство ее художественных выражений и прославлений.
Пейзаж – как жанр имеет свои внутренние «ячейки». Скажем, есть пейзажи водных пространств – марины. Художников, их пишущих, непосредственно так и называют – маринистами.
Земля представляет большой эстетический интерес великим разнообразием ее чувственно-восприимчивых картин и проявлений. Все пространства земли прекрасны своей неповторимостью.
Эстетические истины Земли распространяются и на мировой океан. Верно сказано, что в капле воды отражается целый мир.
Тихие пруды и озера, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветье неба, сверкание звезд и сияние луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в шуме дождя, журчании ручья, в мирных всплесках моря и штормовом гуле океана слышится музыка планеты. Любовь к морю, без которого многие люди не смыслят себе жизни, есть во многом любовь к его ни с чем не сравнимой красоте. Давно воспеты Балтийское «свинцовое» море и Средиземное «лазурное». О Черном море А. С. Пушкин писал:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мною
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Среди всех живописцев мира одним из лучших поэтов моря стал по праву Иван Константинович Айвазовский. Во множестве своих эпических по масштабу произведений он полнее всего воссоздал основные состояния и превращения моря, его очаровывающую гладь, даль и волнующую пучину. В его творчестве воплотился духовный опыт человечества, которое испокон веков любовалось великолепием водной стихии. Айвазовский научил многие поколения людей правильно видеть море и наслаждаться его изумляющей красотой. Им создано около 6000 произведений.
Айвазовский писал море то радостным, сияющим бесчисленными солнечными бликами, то суровым и хмурым, то торжественно спокойным, но чаще всего он изображал его разбушевавшимся, с ревом обрушивающим гигантские пенные валы на прибрежные скалы и, как скорлупки швыряющий корабли.
Замечательные полотна И. К. Айвазовского украшают многие музеи мира. Но поистине картинная галерея в Феодосии была и остается сокровищницей его творений: в ней выставлено более 400 картин художника.
Поплярное на сайте:
Хохломская роспись во
второй половине ХХ столетия
В первые послевоенные годы главнейшей задачей промысла стало восстановление его творческого коллектива и обучение молодежи. Большую работу в этом направлении провели опытные мастера Семеновской художественной школы. В Ковернинском районе ...
Внутреннее убранство дворца
В течение всего XVIII века продолжалось начатое в России по инициативе Петра I строительство грандиозных дворцов в соответствии с западноевропейскими придворными требованиями и архитектурными принципами. Для государственной казны это было ...
«Мокрый луг» – венец творения
Первый год, когда он надеется скоро уехать из Крыма, местная природа еще мало интересует его как художника. Он, правда, уже начинает работать над ней, но вынужденно, выполняя заказы. Душой он привязан еще всецело к средне-русской природе, ...
Навигация