Творчество Рафаэля: Секстинская мадонна

Статьи по культурологии » Творчество Рафаэля: Секстинская мадонна

Страница 3

В последние годы недолгой жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что передоверял выполнение многих из них [фрески в "лоджии Психеи" виллы Фарнезина (1514-18), а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана (1519)] своим помощникам и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произведениях отчётливо проявляется тяготение к маньеризму. Позднейшим, неоконченным алтарным образом Рафаэль является "Преображение" (1519-1520, Ватиканская пинакотека).

Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля -архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20). Р. также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба - в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Рафаэля архитектора Дж. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произведениях Рафаэля неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Рафаэля, является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком.

Успех его был так велик, что искусство стали делить на эпохи "до Рафаэля" и "после". Сам Рафаэль считал себя представителем умбрийской школы, опиравшейся на римскую античность. Исследователи считали, что он склонен к подражаниям, но сам художник всегда учился - у Перуджино - идеальному типу красоты, у Леонардо - пространственному мышлению, Всю жизнь он соперничал с титанами своего времени - Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он не обладал ни интеллектом первого, ни мощью второго, но был счастливым учеником, много и напряженно работал. Поняв, что превзойти Микеланджело в изображении обнаженного тела невозможно, он стал красиво драпировать свои фигуры; композиционные приемы Леонардо он соединил с характерными движениями Джорджоне. Огромная популярность Рафаэля объясняется тем, что он создал стиль, понятный и приятный всем без исключения. Его искусство - это в полном смысле слова "золотая середина" в сравнении с его вечно ищущими, мятущимися, страдающими от невозможности достичь идеала собратьями по живописи. В упорной работе Рафаэль постепенно достигал идеального совершенства формы, ясности, уравновешенности, свойственным римскому классицизму. Он был блестящим мастером композиции, в которые всегда входили архитектурные формы, приобретавшие стилеобразующее значение("Обручение Марии", "Афинская школа"). Наиболее известны рафаэлевские мадонны, которые под его кистью стали символом идеальной гармонии. "Мадонна Конестабиле" - композиция в круге - тондо, излюбленная художником; "Мадонна на лугу" - классический треугольник. Самая знаменитая из них - "Сикстинская мадонна"(1515-19) стала эталоном для академического искусства и нормой "хорошего вкуса".

"Сикстинская мадонна" Рафаэля и сейчас вдохновляет людей на написание песен, вот одна из них на музыку Александра Гейнца и слова Сергея Данилова

Сбросив с глаз, утомленных обыденным, саван ладоней,

Исповедуя веру в искусство, забыв Ватикан,

Я Иду анфиладой навстречу Мадонне,

Из реликвии ставшей религией еретика.

Мир тебе поклоняется преданно - свято и слепо.

Я прошу: пред твоими очами предстать

Призови Тех кто мерит планету аршином

Фамильного склепа, Почитая вершиной творения храм на крови.

Тех, кто истинный лик свой скрывает посредством личины,

Тех, кому безразлично, кто рядом - друзья иль враги,

И Того, кто напрасно решился на смех без причины,

И Того, кто придумал причину для плача других.

"А если ты - первый, Кто призван Мадонной?"

Портьеры и стены Шептали со стоном. А если я - первый,

Кто призван Мадонной?! Кто призван Мадонной?!

Снизойди до детей своих, юная дева Мария,

Прежде выяснив твердо: прекрасны ли мы,

А пока Бесполезны молитвы, хоть тысячу раз повтори их

Улыбнется младенец, мадонна уйдет в облака

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Костюмы итальянского раннего Возрождения 1420-1490 гг
Костюм является не только средством защиты от непогоды, но и знаком, символом, выражающим сложные понятия социальной жизни. Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст, и с ...

От античной живописи к иконописи
Как это ни странно, и живопись эпохи Возрождения, и средневековая иконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой в иконопись началась еще во времена первых христиан, задолго до официального утверждения христианск ...

Режиссура, кадр - основа аудиовизуального языка
Для описания феномена кино обычно вполне достаточно упоминания восторгов раннего зрителя от трепета серых листьев на ветру или ужаса от прибывающего поезда, для определения кадра — констатации его длины и ограниченности рамкой. И это все ...