Врубель пробовал свои силы в самых разнообразных жанрах и техниках – в монументально – декоративных панно, декоративной скульптуре, театрально – декорационной живописи, витраже, прикладном искусстве и даже в архитектуре. Он хотел быть универсальным художником. На это Врубеля наталкивало участие в деятельности мамонтовского кружка в Абрамцеве, где, кроме него, работали Васнецов, Поленов, К. Коровин, Головин, Серов.
С 1890 года в Абрамцеве существовала гончарная мастерская, ставившая целью возродить искусство майолики, которое давно забыто. Руководил мастерской керамист П.К. Ваулин .Обучившись у него основам этого ремесла, Врубель с увлечением занимался майоликой на протяжении многих лет. Он делал небольшие станковые скульптуры, архитектурные маски, блюда. Для Врубеля в искусстве не было ничего мелкого: искусство – всегда искусство, будь это монументальная роспись, маленькая акварель или изразцовый камин. По проектам художника были исполнены выложенные изразцами камин и печь-лежанка в абрамцевском доме.
Как ни странно, монументальный дар Врубеля меньше проявляется в его законченных монументальных панно, чем в эскизах и станковых картинах. Истинно монументальными его произведения остаются акварельные листы с эскизами для Владимирского собора. Универсальный творческий размах Врубеля, несмотря на срывы, сам по себе является необыкновенно значимым, намекающим на то, каким масштабным может стать искусство.
Мы будем не правы, если предположим, что переезд в Москву повредил художнику.
Уже в первые пять лет московской жизни он создал и настоящие шедевры, начиная с «Демона сидящего» и иллюстраций к Лермонтову. После того он много путешествовал – ездил с семьёй Мамонтова в Италию, францию, Грецию. По возвращению в Москву он написал два панно – «Венеция» и «Испания».
В этих работах художник выражает обобщённые образы Испании и Венеции. Врубель анализирует увиденное и выделяет главное, символичное в укладе этих стран. Для Венеции характерен карнавал, для Испании – таверна, гитара.
На панно «Венеция» виден угол дворца дожей, мост вздохов, видневшаяся перспектива улицы достоверна до подробностей. Многозначительно таинственна группа на первом плане – патриций с сумрачным лицом Гамлета и глядящий на него искоса старик в чёрном. Настроение загадочности усиленно композицией. В расположении фигур есть какая-то умышленная фрагментарность, передающая тесноту карнавальной толпы, хотя фигур всего несколько.
По красоте живописи «Испания» - одна из наиболее совершенных картин Врубеля. Здесь всё живет, каждый кусок полотна – всё приведено к гармонии. Основные тона – красновато- лиловый и оливковый – даны в большом богатстве оттенков и градаций. Контраст сиреневого сумрака комнаты и яркого солнечного дня за окном, сияющий платок женщины создают световые эффекты, которые вообще в живописи Врубеля встречаются не часто. Приблизительно в это же время – в 1894 или в 1895 году – написана картина «Гадалка».
Молодая черноволосая женщина сидит на фоне ковров, перед ней раскинутые карты. Женщина не смотрит на карты, лицо её непроницаемо, а устремившийся в даль взгляд словно видит неизбежность судьбы.
«Гадалка» была написана вслед за «Испанией» и женские образы в обеих картинах близки внешне, но духовное содержание их противоположно. В подтексте образа «Испания» больше жизненного бытового драматизма, чем какой бы то ни было символики. В этих творениях выражены две ипостаси Врубеля: реализм и романтизм. Тенденции углубления реального образа до символа обнаруживается в наиболее отчётливой форме. В одних произведениях господствует реальная основа, в других романтико–символическая или аллегорическая концепция образа.
Поплярное на сайте:
Юность
Михаил Александрович Врубель родился 5 марта в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил в Омской крепости с 1853 по 1856 г. Мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница декабриста Н.В. Басаргина, - ...
Матриархат, патриархат
Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что, несомненно, отразилось в искусстве. В языческой религии сформировались два принципиально отличных типа верований.
Пастухи-кочевники поклоняли ...
Мавританское искусство
Мавританское искусство - это условное название художественного стиля, который сложился и расцвел в Северной Африке и Андалусии(Южная Испания) в XI-XV вв. Ярче всего мавританский стиль проявился в архитектуре.
Жемчужина мавританского зо ...
Навигация