Рельефы и росписи

Страница 3

Как устойчивый компози­ционный принцип в рельефах (а также во фресках, которые по ком­позиции и приемам рисунка не отличались от рельефов) утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу, через 'одинаковые интервалы, с ритмическими повторами жестов.

Классический пример такой композиции — рельеф из гробницы в Саккара. Слуги усопшего ведут быков, выступающих с царственной важностью. В нижнем поясе этого же фриза шествуют стайками гу­си и журавли. Движения слуг довольно непринужденны — они наги­баются, оглядываются назад, поглаживают быков по спине (такая вольная трактовка допускалась при изображении слуг, но никогда — при изображении хозяев). Однако равномерная повторяемость фигур, их движений и поз лишает сцену оттенка жанровости и придает ей нечто ритуально-торжественное: это не скотный двор — это вереницы живых существ движутся в вечность. Надо обратить внимание на то, с каким декоративным вкусом все это расположено на плоскости, какими безошибочно точными линиями обрисованы контуры животных и как одни фигуры по контрасту от­теняются другими. Переведем взгляд с быка на идущих внизу журав­лей и обратно: грузная мощь быка сразу почувствуется сильнее бла­годаря сопоставлению с изящными птицами, легко и деликатно сту­пающими на своих тонких ногах. Нельзя не заметить особую худо­жественную роль иероглифов в этой композиции, как и в любом еги­петском рельефе. Среди иероглифических знаков, идущих по верху фриза и заполняющих пустоты между фигурами, встречаются и фи­гурки гусей и быка — такие же, только маленькие; они чередуются с неизобразительными геометризованными знаками, и все, вместе с ос­новным изображением, создает впечатление одухотворенного узора.

Страницы: 1 2 3 

Поплярное на сайте:

Икона Богоматерь "Умиление" Муромская
Икона написана выдающимся русским иконописцем XVII века, руководителем иконописной мастерской Оружейной палаты Симоном Федоровичем Ушаковым (1625 или 1626-1686). Подпись мастера на нижнем поле под пластиной оклада не является авторской, н ...

Значение импрессионизма для мировой культуры
Реалистический характер и художественное обаяние исканий импрессионистов бесспорны. Решающее значение для судеб художественного развития Франции и Западной Европы в целом имели новаторские реалистические искания Эдуарда Мане и Огюста Роде ...

Исторический музей
Исторический музей построен в 1875-1881 гг. ар­хитектором В.О.Шервудом. Стены Историче­ского музея выложены из красного обожжён­ного кирпича, как и стены Кремля. Над зданием музея поднялись башни, и они напоминают кремлёвские. Открылся му ...