В этот момент снова появляются боги, они решили проведать Шен Те, уверенные, что деньги сделали её счастливой, не исказив её натуры. Им, однако, приходиться убедиться, что это далеко не так. Шен Те сбрасывает одежду и маску Шун Та, так что все видят, что он и она – одно и тоже лицо. Следует зонг, исполняемый Шен Те:
Ваш единственный приказ –
Быть хорошей и тем не менее жить –
Как молния рассёк меня на две половины.
Не знаю почему, но я не могла
Быть одновременно доброй к себе и другим.
Помогать себе и другим было слишком трудно.
Ах, ваш мир жесток! Слишком много нужды.
Слишком много отчаяния!
Пожимаешь руку бедняку, а он вырывает её!
Помогаешь пропащему человеку и пропадаешь сам!
Кто не ест мяса – умирает. Как же я могла
Не стать злой.
Один и тот же человек оказывается одновременно и добрым и злым; добрый от природы, он становиться злым под воздействием социальных условий. Как разрешить это противоречие? Шен Те ждёт помощи от богов. Но боги бессильны против социальных законов. Они открещиваются от своей подопечной и удаляются на небеса.
Шен Те в отчаянии. И тут на авансцену выходит Актёр. В пьесах Брехта нередки подобные персонажи, действующие вне фабулы и вступающие в непосредственный конфликт со зрителем.
О публика почтенная моя!
Коней – неважный. Это знаю я.
В руках у нас прекрасная сказка
Вдруг получила скверную развязку.
Опущен занавес, и мы стоим в смущенье –
Не обрели вопросы разрешенья.
Актёр приглашает зрителя к раздумьям о том, как их разрешить. Сам он не формулирует ответов, но предлагает их варианты и призывает зрителей самим выбирать единственно верный ответ:
Ведь должен быть какой-то верный выход?
Другой герой? А если мир – другой?
А, может, здесь нужны другие боги?
Иль вовсе без богов?
Молчу в тревоге.
Так помогите нам! Беду поправьте!
И мысль и разум сюда свой направьте.
Попробуйте для доброго найти
К хорошему хорошие пути.
Плохой конец – заранее отброшен.
Он должен,
Должен,
Должен быть хорошим!
Так кончается эта замечательная пьеса о том, добр или зол человек. Брехт отказывается от абстрактного решения этого вопроса: он не может согласиться ни с теми, кто утверждает, что природная доброта человека способна сама по себе противостоять социальному злу(в это верили немецкие экспрессионисты), ни с теми, кто полагает, будто природа человека изначально эгоистична и её нужно подавлять запретами(мнение австрийского врача-психиатра Зигмунда Фрейда, идеи которого имели на Западе немалое влияние). Брехт показывает, что добро и зло, зависят от социальных обстоятельств, но при этом он не снимает с человека ответственности ни за себя самого, ни за состояние мира.
Ещё в комедии «Трёхгрошовая опера», написанной Брехтом в 1929году, прозвучал зонг о зависимости воли человека, от социальных обстоятельств:
Стать добрым! Кто не хочет добрым стать?
Раздать бы бедным всё добро своё!
Какая бы настала благодать,
Какое было б райское житьё!
Стать добрым! Кто не хочет добрым стать?
Поплярное на сайте:
Искусство раннего возрождения
В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество Донателло, Мазаччо и и ...
Архитектура
Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это касается не только изобрази ...
Женский костюм
Непосредственное многолетнее общение с испанцами, казалось бы, должно было привести нидерландских женщин к полному подражанию в костюме испанским образцам, как это произошло в Италии. В действительности же, неприязнь к иноземцам, иное п ...
Навигация