Здесь обнаруживается и еще одна особенность комического, которая состоит в том, что комедийный герой действует и поступает серьезно, но его поступки и действия вызывают у окружающих смех.
Во всех видах искусства очень часто комический эффект строится на недоразумениях. Например, двое симпатичных молодых людей любят друг друга, но из-за всякого рода случайностей, из-за вмешательства в их отношения недобрых людей они думают, что не пользуются взаимностью. Поэтому каждый из влюбленных старается скрыть свое чувство от другого и тем самым дает доказательства того, что не любит. Иногда искреннее чувство прорывается, «другая сторона» готова поверить, но герой (или героиня) вновь надевают маску равнодушия.
А мы, зрители, знаем, что все это только недоразумения. Знаем, кто кого любит, и все их попытки скрыть свое чувство нас веселят. Кроме того, известно, что в комедии все кончается благополучно и беды у влюбленных не будет, а печали их недолги.
И во многих давних классических комедиях Мольера, Бомарше, Шекспира одна из комических ситуаций обязательно возникает из-за недоразумения, путаницы.
Волнения и переживания Фигаро в пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро» были из-за того, что ему показалось, будто его невеста Сюзанна благосклонна к графу Альмавиве и готова ответить на чувство графа. Мы, читатели пьесы и зрители спектакля, знаем, что Сюзанна ведет себя с Альмавивой, как и подобает порядочной девушке, и только разыгрывает его, включив в этот розыгрыш переодевшуюся в ее платье жену Альмавивы, а Фигаро ничего этого не знает. И его гнев, подозрения, упреки невесте — все это выглядит очень смешным.
В пьесе В. Шекспира «Двенадцатая ночь» много смешного и веселого возникает из-за того, что двое близнецов, Виола и ее брат Себастьян, похожи друг на друга как две капли воды и одного принимают за другого.
Одна из пьес Шекспира так и называется «Комедия ошибок». Ошибки, розыгрыши, недоразумения, случайности часты в комедиях, и в классических и в современных. И в жизни они тоже источник комического.
В картине П. А. Федотова «Завтрак аристократа» комедийная ситуация возникла потому, что обедневший и питающийся в прямом смысле слова черствым хлебом аристократ старается представить себя человеком богатым и пресыщенным. Здесь источником комического становится несуразное стремление выдать себя не за того, что на самом деле представляет из себя этот человек.
Дон Кихот Сервантеса вошел в историю искусства как фигура комическая, потому что возвышенные, благородные его поступки приходили в противоречие с обстоятельствами, в которых они совершались. Он отправляется сражаться за справедливость на великолепном коне Росинанте, который на самом деле был жалкой клячей; прекрасная дама, во имя которой он совершал свои подвиги,— босоногой девчонкой, а страшный враг, в бой с которым храбро вступил Дон Кихот, в действительности оказывается ветряной мельницей. Все замечают это несоответствие, кроме самого героя. Дон Кихот смешон. Но почему-то к этому образу вновь и вновь обращаются люди много веков после его создания. Давно ушло из жизни рыцарство, недостатки и пороки которого высмеял в образе своего героя Сервантес. Если бы речь шла только об историческом факте, вряд ли бы так привлекал к себе Дон Кихот. Все дело в том, что он не только нелеп и не только смешон. Он благороден. Он бросается на помощь, не ожидая, чтобы его просили о ней, сражается за истину, за справедливость, за правду. Не беда, что не все соответствует его представлениям. Сражается он всерьез, верит в правоту свою и ничего не делает для себя — все для людей. Вот и стал Дон Кихот образом человека благородного, возвышенно-прекрасного, оказывающегося смешным только потому, что его высокие идеалы разбиваются о будничность жизни. Так комедийный герой становится героем положительным, и имя Дон Кихота — символом благородства и бескорыстия.
Поплярное на сайте:
Правление Стюартов
Якову I Стюарту (1566-1625), занявшему престол в 1603 году после оставшейся незамужней и бездетной Елизаветы, понадобилось относительно мало времени, чтобы - помимо, разумеется, своей воли - довести напряженность внутри страны до точки ки ...
Идейно – эстетические параллели
Для Льва Толстого, как он сам писал, “Руссо и Евангелие два самых сильных и благотворные влияния” на его жизнь.
Влияние идей Руссо на Льва Толстого - факт общеизвестный. Русский писатель сам об этом неоднократно говорил. Примечательно ег ...
Художник М.В. Нестеров
Михаил Васильевич Нестеров, проживший восемьдесят лет, пережил в своей долгой и многотрудной творческой биографии два пика -- признание как одного из первых религиозных художников рубежа веков и как одного из лучших пор ...
Навигация