Эстетика сюрреализма

Статьи по культурологии » Эстетика сюрреализма

Страница 2

Эффект эстетического воздействия произведений сюрреализма строится на сознательной абсолютизации принципа художественных оппозиций.

Творения сюрреалистов погружают зрителя (читателя) в самобытные миры, внешне вроде бы совершенно чуждые нравственно воспринимаемому миру, его законам, но внутренне чем – то очень близкие человеку, одновременно пугающие и магнетически притягивающие его. Это, какие – то параллельные миры подсознания и сверхсознания, в котором бывает или было наше Я, когда разум ослабляет по той или иной причине свой контроль над ним; когда дух человека устремляется в творческом порыве на поиски духовной родины или самоидентичности.

Возникший в среде литераторов сюрреализм обрел наиболее эффектное и полное выражение в живописи и завоевал тем самым мировое признание.

Эстетика и художественная практика сюрреализма находится под влиянием интуитивизма Анри Бергсона, философии Вильгельма Дильтея и особенно фрейдизма. Сюрреализм – художественное воплощение агностицизма: он исходит из того, что художника окружают непознаваемые «вещи в себе», а за реальными явлениями стоит некая сверхреальность. Сюрреализм оказался душеприказчиком дадаизма и возник на его основе первоначально как литературное направление, которое позже нашло свое выражение в живописи, а также в кино, театре и отчасти в музыке. Самым дальним своим историческим предшественником сюрреалисты считают Босха. Более близкие художественные истоки сюрреализма восходят к романтизму вообще и к немецкому романтизму в особенности, где всегда жила тяга к необыкновенному и иррациональному. Некоторые постулаты эстетики романтизма перекликаются с сюрреализмом. Так, например, Новалис полагал, что только поэт с помощью интуиции может разгадать смысл жизни. Чувство поэзии имеет для Новалиса много общего с чувством мистического, неизведанного, сокровенного. Поэт, согласно Новалису, творит в беспамятстве. Он представляет собой в собственном смысле субъект – объект, единство души и мира. По этому поводу французский критик Морис Надо в книге «История сюрреализма» пишет: «С романтизмом французским, английским и главным образом немецким началось вторжение в литературу и искусство вкуса не только к старинному, причудливому, неожиданному, но и к противопоставлению уродливого прекрасному, к снам, мечтаниям, меланхолии, ностальгии по потерянному раю, и в тоже время возникало желание выразить невыразимое». Истоки сюрреализма его основатели находили в истории искусства: в романтизме и в произведениях, культивировавших страшное, абсурдное, неожиданное.

Общность исходных эстетических постулатов романтизма и сюрреализма все же относительна, во многом внешняя и не захватывает их художественных концепций. В отличие от романтической, художественная мысль сюрреалистов алогична, в ней царят произвольно – капризные ассоциации и причудливые сравнения.

Художник, согласно сюрреалистической эстетике, вправе не считаться с реальностью. Произведение – мир, внутри которого поэт – Бог – творец. Искусство снимает покровы с действительности, творит вторую, «истинную» действительность – сюрреальность. С этим связана абсолютизация чудесного и превращение его в ведущую категорию эстетического отношения человека к миру: «Нет ничего кроме чудесного» (А. Бреттон). Реальность сверхреального, подлинность таинственного и загадочного, невероятность обыденного становятся сферой интересов художника. Поль Элюар, например, считал, что в стакане воды столько же чудес, сколько их в глубине океана.

Для сюрреализма человек и мир, пространство и время текучи и относительны. Они теряют границы. Провозглашается эстетический релятивизм: все течет, все искажается, смещается, расплывается; нет ничего определенного. Сюрреализм утверждает относительность мира и его ценностей. Нет границ между счастьем и несчастьем, личностью и обществом. Хаос мира вызывает и хаос художественного мышления – это принцип эстетики сюрреализма.

Сюрреализм предполагает, что читатели и зрители «настраиваются на волну» художника и проникаются тем, что он «хотел сказать». Сюрреалисты искали способ входить в доселе не исследованные области: в подсознание, во сны, сверхъестественные состояния, в сумасшествие. Поэзия сюрреалистов тяготеет к темам: «сны и галлюцинации», пестрота настроений и чувств.

Сюрреалистический принцип «свободных ассоциаций» - художественное осуществление приемов фрейдского психоанализа. Поэты стремятся выявить логику сцепления «бессвязных мыслей». Соединение несоединимого, сближение несопоставимого – эти принципы сюрреализма восходят к психоаналитической технике. Здравый смысл противопоказан искусству. Поэтика сюрреализма ориентирует художника на «сферу осуществления» свободы: на случай, иллюзию, фантазию, грезу, чудо. Усыпление разума, погружение в «волну грез», интуитивность, ассоциативность, «автоматизм» становятся ведущим принципом этого направления.

Страницы: 1 2 3 4 5

Поплярное на сайте:

Драма «Жизнь Галилея»
Пьеса «Жизнь Галилея»(имеет две редакции: первая – 1938-1939 годов, окончательная – 1945-1946 годов)посвящена проблеме ответственности ученого. Как и в «Матушке Кураж», прошлое служит здесь аналогом настоящего, его уроки несут в себе отв ...

Мода "от Шанель"
Смысл ее работы состоял в том, чтобы со вкусом, эле­гантно одеть женщину. Сверкание камней на простом платье, роскошь и аскетизм стали особенностью ее стиля. Это стиль безупречных линий и идеальных про­порций. И все же главный критерий — ...

Идейно – эстетические параллели
Для Льва Толстого, как он сам писал, “Руссо и Евангелие два самых сильных и благотворные влияния” на его жизнь. Влияние идей Руссо на Льва Толстого - факт общеизвестный. Русский писатель сам об этом неоднократно говорил. Примечательно ег ...