Вхутемаса – лаборатория современного ксилографического экслибриса

Статьи по культурологии » Экслибрис » Вхутемаса – лаборатория современного ксилографического экслибриса

Одним из центров графического искусства стал в двадцатые годы полиграфический факультет ВХУТЕМАСа. Он являлся настоящей творческой лабораторией современной графики. Преподававшие здесь видные художники: В.А.Фаворский, П. Павлинов, Н. Пискарев, Л. Бруни, И. Нивицкий, А. Кравченко, Н.Куприянов, М. Маторин и другие создали десятки ярких по форме и глубоких по содержанию книжных знаков. В этих знаках, в многообразных индивидуальных проявлениях раскрыли основные черты графической школы ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа, возглавляемой старейшиной современной ксилографии В. Фаворский философское углубление в сущность изображаемых прогрессов и явлений, поиски крупнейших обобщенных силуэтов и пластических форм, стремление обнаружить приёмы гравирования с тем, чтобы возможно полнее выявить фактуру материала такой специфической художественной техники, как ксилография.

Эстетический принцип этой школы оказал большое влияние на творчество последующих поколений современных графиков. Её непосредственные ученики: Г. Ечеистов, А. Гончаров, А. Усачев, М. Поляков, Г. Кравцов, Н. Лапшин, М. Пиков, С. Телингатер и другие внесли значительный вклад в искусство экслибриса. Законным приемником и наследником традиций ВХУТЕМАСы-ВХУТЕИНа, как в монументальном, декоративно-прикладном искусстве и художественном конструировании, так и в области графики явилось воссозданное в 1945 году Московское высшее художественно0промышленное училище (бывшее Строгановское).

Годах в 65 в МВХПУ образовалась довольно большая группа молодых графиков, систематически занимающихся искусством экслибриса и в 1966 году на выставке МВХПУ “Книжные знаки” экспонировалось свыше 200 книжных знаков, выполненных строгановцами в 1963-1966 годы. Всего их создано свыше 500 . Всё это связано с новыми достижениями во всех видах и жанрах современного искусства, в том числе и в книжной графике. Единство и взаимопроникновение эстетических и утилитарных принципов - вот та главная закономерность, которая лежит в основе всех разновидностей декоративно-прикладного искусства.

Поплярное на сайте:

Аполлон и Дафна
«Как бы притягательны ни были пустые радости мимолетной красоты, наполни свои руки листвой или, еще лучше, вкуси горькие плоды». Это латинское двустишие, высеченное на постаменте мраморной группы, отвечает тонкому вкусу кардинала Маффео Б ...

Первые книги по оригами
Первым японским изданием по оригами считается книга "Семба-цуру ориката", которая вышла в свет в 1797 г. Перевод ее названия "как сложить тысячу журавлей" явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сл ...

Скульптура XVIII века
Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к языческому «болвану». Она ...