Экслибрис относится к жанру декоративно-прикладной графики. Поэтому все особенности его содержания и художественной формы следует рассматривать и оценивать именно с позиции единства и взаимопроникновения эстетического и утилитарного.
Эстетическое в экслибрисе выражается в его идейно-тематической основе в системе образов, в сюжете и композиции, в мастерстве и талантливости исполнения.
Утилитарное в прикладном искусств раскрывается, как известно, через две основные стороны: Функциональную и конструктивную. Обе они весьма существенны и для экслибриса. Смысл функциональной роли книжного знака заложен уже в самом его наименовании. Экслибрис – это прежде всего знак. Знак, предназначенный для человека (и признанный этим человеком, именно как свой знак), являющегося владельцем определённого собрания книг или (что точнее) для человека, имеющего свои книги, читающего и любящего их. Впрочем, экслибрис может предназначаться не только для личных, но и для общественных библиотек (массовых, научных, клубных, школьных)
Пользуясь специальными художественными средствами, создатель экслибриса ставит перед собой, по крайней мере, две функциональные задачи:
Изображение типа или важнейших особенностей данной библиотеки собрания нот, гравюр и тому подобное.
Выражение типических черт характера книголюба, его мировоззрения, профессии, круга интересов, увлечении.
Вполне понятно, что если книголюб имеет большую и разнообразную по своему характеру библиотеку, то он может заказать несколько экслибрисов, каждый из которых предназначается для определённого раздела его собрания.
Современный экслибрис, как особый жанр графического искусства подчиняется всем основным принципам метода реализма, который требует отображения жизни с позиции правдивости, народности в типичности и ярких художественных образцах, достигается эстетическое наслаждение совершенной формой и мастерством исполнения.
Хороший экслибрис давно уже стал рассматриваться как графическая миниатюра, имеющая самостоятельное художественное значение и настоящую эстетическую ценность. Он превращается в объект упорного и страстного собирательства многих коллекционеров в различных странах мира.
Однако всей своей полноте эстетическая роль экслибриса раскрывается только через реализацию присущих ему утилитарных задач.
Образное решение книжного знака проявляется через его функциональную роль, а его художественная композиция тесно связана с конструкцией книги. Композиционно экслибрис не должен представлять собой некое замкнутое пространство, имеющее самодовлеющее значение. Он должен органически входить в общее композиционное решение книги, как специфического предмета культуры, как художественного явления, имеющего общественно-политическое, научно-познавательное, эстетическое, товарно-потребительское значение.
Известно, что В.А. Фаворский не только был выдающийся художник, но ему так же принадлежит великая заслуга разработки теории книжной графики, в которой особое место занимает исследование эстетического значения конструкции книги. Исходя из этой теории можно понять многие особенности книжного знака. Даже тот факт, что экслибрис наклеивается именно на левой (внутренней) сторону обложки, не случаен. “Когда мы перелистываем книгу, то мы как бы видим все правые страницы, ведущие нас в глубь книги. Когда мы переворачиваем правую страницу, то ожидаем тоже правую, и левая оказывается для нас несколько неожиданна, мы на неё как бы оглядываемся. Поэтому все титульные листы, спуски, заставки ставятся на правой стороне, они ведут нас вглубь книги, и поэтому большая страничка картинки на правой стороне будет мешать нашему движению в книгу, она увлечет, захватит нас изображенным на ней пространством, поведёт в свою собственную глубинку.
Поплярное на сайте:
Абстракционизм
- крайне формалистическое течение, которое утверждает, что беспредметное искусство отвечает эпохе покорения атомной энергии и космических пространств, в нем осуществляются принципы относительности, так как только абстрактными формами можн ...
Художник Северного Возрождения: Питер Брейгель
Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных и неоднозначных. В течение всей своей жизни Брейгель оставался "немым". Он не писал статей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех близких по дух ...
Малая сцена и зритель
Зритель и актер пленники определенного типа театральной условности, определенного типа мышления или идеи, - люди приходят в театр, потому что это необходимый атрибут культурного развития - штамп, который накладывает другой штамп - социаль ...
Навигация