''Сила и богатство искусства целого народа основаны на стиле и богатстве духовной жизни народа и, в конечном счёте, на силе и богатстве народного искусства. Народ – коллективный художник. Он-то и выделяет из своей среды на всём протяжении истории искусств художественных деятелей, которые сильны связью со своим народом, его удивительным и духовным миром, эстетическими вкусами и идеалами''
Декоративное искусство играет огромную роль в развитии у человека чувства прекрасного. Оно формирует его эстетические чувства, воспитывает эстетическую восприимчивость, художественный вкус.
''Есть ещё пропасть людей – писал В. В. Стасов, - которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всём исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало – дескать дело пустое и вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простёрлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь'' Окружающие человека вещи представляют собой материальное, предметное воплощение его чувств. Это раскрытая книга человеческой психологии.
В декоративном искусстве, в отличие от живописи и скульптуры воплощение эмоций и настроений осуществляется не путём воспроизведения видимого мира, а посредством создания новых предметов, не имеющих прямого прообраза в натуре. В этом специфика художественного образа в декоративном искусстве. Поскольку изразцовое искусство является декоративным, то и в нем изобразительное начало играет подчинённую роль.
|
В орнаменте изразцов отразился не только широкий мир, окружающий человека, природы, но ещё и различные привнесённые из других эпох и заимствованные у других народов художественные формы. Однако русский художник претворяет и перерабатывает эти заимствования настолько органично, что они становятся подлинным, самобытным явлением его творчества. Общность форм и орнаментов русского декоративного искусства с формами и орнаментами других народов не лишает его своеобразия, а лишь подтверждает широкие культурные связи русского народа.
''Характерная черта народного искусства – ярко-выраженное чувство ритма, любовь к повторности мотивов, к замедленным мерным темпам. Народные мастера больше всего ценят симметрию и уравновешенность''.
Тесно связанное с жизнью народа, гончарное искусство было занятием широких масс крестьян и ремесленников. Богатство творческой фантазии, тонкость вкуса, чувство пропорций силуэта, цветовой гармонии – всё это ярко проявлялось в творениях мастеров. В этом заключается огромная художественная ценность их работ, в этом же состоит великое художественное значение творчества.
|
явлении декоративно-прикладного искусства и о специфике его выразительных средств говорится в этой работе. В дипломной работе была сделана попытка проследить, как далеко простираются корни этого ремесла и какой глубоко национальный характер оно имеет, ведь изразцовое украшение печи – традиция, бытующая на Руси на протяжении многих столетий; а так же как продолжаются традиции гончарного дела в наши дни.
Решая задачи, поставленные в дипломе, были изучены исследования в области изразцового искусства С. А. Маслиха, Ю. П. Спегальского, Н. Левко.
Серьезно помог в работе альбом ''Русское изразцовое искусство XV – XIX в.'' С. А. Маслиха, та как в нем можно увидеть и сравнить друг с другом изразцы различных областей Европейской части России. Работы по изучению изразцов Ю. П. Спегальского и Н. Левко более специфичны, ведь они занимались изучением художественных памятников отдельных городов – Пскова, Витебска. В основном же литература об изразцах носит характер общеобзорный либо очерковый.
Чтобы дать представление о древнерусских печах и всём разнообразии их изразцового декора, потребовалось рассмотрение литературы, описывающей технологии изготовления печей и производства изразцов; этнографические материалы, содержащие информацию о поверьях и обычаях, связанных с печами. Этому посвящена отдельная глава диплома.
Работа над дипломом велась не только в библиотеках Каменск-Уральского и Екатеринбурга, но и в фондах Екатеринбургского краеведческого музея, где были выполнены зарисовки, хранящихся там изразцов, а так же в мастерской катайского керамиста С. А. Гаврилова, чьему творчеству посвящена часть работы.
Специализированного музея изразцов нет и памятники этого искусства рассредоточены по музеям сёл и городов и, как правило, не имеют ''биографии'', а тема изразечного дела является очень интересной и мало изученной. И в этой работе сделана попытка приоткрыть завесу хотя бы на часть этой проблемы.
- О керамике и израцзе
- Символика печи. Эволюция форм
- Из истории изразца
- Уральский изразец. Керамика сегодня
Поплярное на сайте:
Влияние модерна на решение декоративных панно
Летом в 1896 году в нижнем Новгороде открывалась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка с Художественным отделом при ней.
С.И. Мамонтов добился, чтобы два больших декоративных панно для художественного павильона были ...
Прикладное искусство
Китайский народ, с его богатейшей фантазией, воспитанным тысячелетиями тонким художественным вкусом и вошедшим в историю виртуозным мастерством создал не протяжении времени множество известных всему миру изделий художественного ремесла. С ...
Василий Иванович Суриков
Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января 1848 года в казачьей семье. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также была из ста ...
Навигация