Символика печи. Эволюция форм

Статьи по культурологии » Русский печной изразец » Символика печи. Эволюция форм

Страница 1

Дом, жилище в представлении наших предков были повторением мира. Потолок простирался над избой, как небо, подполье казалось подземным царством, устье печи напоминало то древний алтарь со священным огнём, то вход в ад. Мир казался чужим и страшным, а дом обжитым и своим. Чтобы снаружи не влетела в дом нечистая сила, двери крестили – рисовали мелом или сажей кресты, а окна закрывали ставнями. Нельзя было находиться на границе между ''тем'' и ''этим'' миром – сидеть на пороге, здороваться или прощаться через порог.

''Печь играет особую символическую роль во внутреннем пространстве дома, совмещая в себе черты центра и границы. Как вместилище пищи или домашнего огня, она воплощает собой идею дома в аспекте его полноты и благополучия и в этом отношении соотнесена со столом. Поскольку же через печную трубу осуществлялась связь с внешним миром, в том числе с ''тем светом'', печь сопоставима с дверью и окнами. Печная труба это специфический выход из дома, предназначенный для сверхъестественных существ и для контактов с ними: через неё в дом проникают огненный змей и чёрт, а из него вылетают наружу ведьма, душа умершего, болезнь и т.п.

Символическую функцию печь выполняет и в том отношении, что в ней готовится пища, т. е. природный продукт превращается в культурный объект, а дрова в свою очередь превращает в пепел и дым, восходящий к небесам''.

''Разные символические значения печи актуализировались в зависимости от обрядового контекста. Если в свадебном и родинном обрядах она символизировала рождающее женское лоно, то в похоронном – дорогу в загробный мир и даже царство смерти.

В обряде ''перепекания'' ребёнка печь символизирует и могилу, смерть, и рождающее женское лоно, причём засовывание ребёнка в тёплую печь призвано убить болезнь и возродить уже ребёнка здорового.

Когда заглядывали в печь, вернувшись с похорон, то таким образом хотели избавиться от страха перед покойником и тоски по нему; когда тоже совершала невеста, входя в новый дом, то считалось, что этим она выражает пожелание, чтобы умерли родители жениха''.

На Украине, в Белоруссии и в Польше было принято, вынув хлеб из печи, положить туда одно, два или три полена. Это делали для того, чтобы по ним на ''том свете'', перейти через пекло.

Когда кто-нибудь уходил из дому, печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути и его не поминали лихом оставшиеся дома.

''Любой странник, совсем чужой человек, становился ''своим'', стоило ему обогреться у очага. Его защищали как родного. Нечистая сила не смела приблизиться к огню, зато огонь был способен очистить что-либо осквернённое.

В присутствии огня считалось немыслимым выругаться: ''Сказал бы тебе… да нельзя: печь в избе!''

Русская сваха, явившаяся сватать невесту, непременно протягивала руки к печи, грея ладони, в какое бы время года это не происходило: тем самым она призывала огонь себе в союзники, заручаясь его поддержкой. Невесту, в свою очередь, прятали за печью во время сватовства.

Считалось, что под печью живёт домовой – хранитель домашнего очага.

Нередко печь фигурирует в народных сказках: Емеля разъезжал на печи по городу, богатырь Илья Муромец много лет просидел на печи.

И это далеко не всё, что можно сказать о печи. Интересных примеров великое множество.

''Догадлив крестьянин, на печи избу поставил'', - гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома.

 
Без печи нет избы: само слово ''изба'' произошло от древнего ''истба'', ''истопка''. Избой изначально называлась отапливаемая часть дома.

Русская печь кажется настолько неотъемлемой, исконной национальной принадлежностью нашего народа, что некоторые авторы исторических романов не задумываясь помещают её в интерьер избы, например, IX века. Между тем печь прошла путь не менее длинный, чем сама изба, и на этом пути не раз меняла свой облик, приспосабливаясь к нуждам людей.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Организация процессов восприятия учениками творчества М.В. Нестерова
Из многих научных источников по воспитанию и развитию школьников, следует, что изучать творчество такого талантливого русского художника конца XIX - начала XX в., как М.В. Нестеров, надо в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы. Так ка ...

Живописный анекдот
Незаконный сын барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и ...

Российский шоу бизнес
Мы так привыкли к этому слову, шоу бизнес. У всех на устах это слово, от малышей до людей в возрасте. Понятие про шоу бизнес у всех одинаковое, и это правда, ведь определение именно направленного на шоу бизнес нету. Это вид или направлени ...