противоречие между содержанием реальной жизни и формой ее отражения в сознании человека.
Развитие психики ребенка неразрывно связано с его деятельностью, во многом определяется характером и условиями этой деятельности. Для каждого возрастного периода характерна определенная деятельность, которая является ведущей. В дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, в младшем и среднем школьном – учение, в старшем школьном – учение и труд.
В зависимости от возрастных особенностей психического и физического развития ребенка, характера ведущей деятельности, типичной для конкретного возраста, отношения ребенка к окружающему миру в психологии приняты следующие периоды развития ребенка, этапы становления его психики:
Период младенчества – от рождения до 1 года (в этом периоде выделяется первый месяц – период новорожденности).
Период преддошкольного детства (или раннее детство) – от 1 года до 3 лет.
Период дошкольного детства – от 3 до 7 лет.
Период младшего школьного возраста – от 7 до 10-11 лет.
Период среднего школьного возраста (подростковый период) – от 11 до 15 лет.
Период старшего школьного возраста (юношеский возраст) – от 15 до 18 лет.
Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.
Знание особенностей каждого возрастного этапа развития ребенка, учет уже достигнутого ребенком позволяет воспитателю, педагогу более успешно и целенаправленно развивать в учебно-воспитательном процессе психику ребенка, формировать его сознание.
Весь процесс детского развития можно разделить на три этапа: дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы), средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы). Каждый из них состоит из двух периодов, открывающихся межличностным общением в качестве ведущего вида активности, направленного преимущественно на развитие личности ребенка и завершающегося предметной деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, с формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционально-технических возможностей ребенка.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра в ее наиболее совершенной, развернутой форме, позволяющей развиваться всем сторонам психики и поведения ребенка. Развитие основных познавательных процессов ребенка в этом возрасте может идти стихийно и управляемо, организованно и неорганизованно, и уровень интеллекта, достигаемый ребенком к 6-7 годам, а также степень его готовности к учению в школе существенно зависят от того, насколько продуманным было обучение ребенка в семье и в дошкольных учреждениях в течение предыдущих трех-четырех лет.
Известный специалист в области эстетического воспитания Ветлугина Н.А. подчеркивает, что “генетической основой возникновения детского художественного творчества является игра, направленная на активное освоение детьми окружающей жизни, а также сенсорная ориентировка в сфере музыкальных заучиваний, выразительных слов, движений, цветовых сочетаний, пространственных отношений, что позволяет детям выявить свое отношение к окружающему миру”.
Крупская Н.К. указывала, что уже в игровой деятельности маленького ребенка происходит формирование способносте. Например, ребенок строит из кубиков дом, переставляет в разные пространственные положения оловянных солдатиков, и в это время у него формируются отдельные предпосылки архитектурных и математических способностей.
В данном возрасте у детей открываются большие возможности для совершенствования когнитивных процессов, в первую очередь восприятия. Кузин В.С. указывает на то, что восприятия дошкольников характеризуются ярким эмоциональным отношением к воспринимаемому и малой детализированностью наблюдаемого. Для развития восприятия детей важное значение приобретают занятия рисованием, лепкой и техническим конструированием. В процессе рисования и лепки дети учатся передавать контуры, форму, конструктивное строение, объем, цвет, освещенность изображаемых объектов. Собирая технические конструкции, дети знакомятся с устройством, принципом работы той или иной машины, конструкции. Процесс рисования, лепки, конструирования обусловливает самостоятельную постановку ребенком задач наблюдения, требует внимательного и организованного наблюдения объекта действия и непосредственного объекта наблюдения (натуры, чертежа, рисунка, по которому собирается конструкция). Эти занятия уже в дошкольном возрасте становятся эффективным средством развития восприятия у детей, определяют организованность и управляемость ребенком процесса восприятия.
Поплярное на сайте:
Головные уборы и прически
Головные уборы греки носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с широкими полями и низкой тульей – петасос (petasos) – наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке, отброшенной за ...
Трагедия
Античная традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и указывает на 534г. как на дату первой постановки трагедии. Эти ранние трагедии представляли скорее одно из ответвлений хоровой лирики, чем собственно драматические произведени ...
Отдел истории западноевропейского искусства
Отдел истории западноевропейского искусства существует в Эрмитаже с момента основания музея. Его коллекции пользуются мировой славой и насчитывают около шестисот тридцати тысяч экспонатов – произведений живописи и скульптуры, гравюр и рис ...
Навигация