Фарфор, фаянс и майолика

Статьи по культурологии » Керамика » Фарфор, фаянс и майолика

Страница 1

Если история создания первого керамического сосуда восстанавливается нами по материалам археологических исследований топь предположительно, то история самого распространенного вида керамики - фарфора - известна достаточно хорошо. Фарфор -изобретение древних китайцев. Древнейшая его разновидность (протофарфор) был известен в Поднебесной ухе в ХШ веке до н. э. В некоторых источниках указывают даже год его изобретения - 1258 до н. э. Считается, что изобретение фарфора было вызвано требованиями ритуального чаепития. Многовековые поиски достойной посуды для этого нравственно-религиозного действа увенчались созданием нового вида керамики. Недаром, великий чайный мастер IX века Ча-Кин утверждал, что на вкус чая влияет даже цвет глазури на чашках. Интересно, что до изобретения фарфора только нефритовая чаша была идеальной для «божественного напитка».

Традиционный китайский и японский фарфор тысячелетиями не менял своих форм. Чаша и блюдо оставались основой рапичных стилевых украшений.

В Европу фарфор проник поздно. В правление внука Чингисхана Хабибулая (1215-1294), с которого в Китае началась династия Юань, оживляется торговля с азиатскими странами. Китайский фарфор появляется в Бейруте, Каире, откуда уже легко достигает европейских берегов.

Первую весть о фарфоре привез в Европу Марко Поло. По возвращении из Китая в 1298 году он издал книгу «Путешествие». Здесь впервые описывались необычные китайские тарелки из порпеллана (ит. porcellana'- морские раковины, так называемые Concha Venery - раковины Венеры). Своим блеском и белизной этот неведомый материал напоминал европейцам внутреннюю поверхность ракоБкны Чуть позже пришло в Европу из персидско-арабского мира другое название фарфора. На Ближнем Востоке китайского императора именовали титулом «фагфур» - «Сын Неба». А так гак большинство изделий из фарфора поступало в Европу именно 4epeJ Ближний Восток, то скоро в европейских языках прочно закрепилось слово «фарфор». Так оба имени - «фарфор» и «порцеллан». существуя параллельно, дожили до XVIII века.

На Руси же в XVI - XVII веках изделия из фарфора называли «ценинами». включая сюда также фаянс и глазурованную керамику Само слово было взято из турецкого языка, где «чин» - Китай, а «чини» - фарфор (то есть «китайскнп»). Впрочем, в народе называлось (<цеяиной» и все, что «ценится», имеет высокую «цену».

Попытки получения своего, европейского фарфора начались уже в XV веке. Известно, что в 1470 году венецианский мастер Анцуокпо изготовил просвечивающий керамический сосуд. Полвека спустя его соотечественник, изготовитель зеркал Петпнгер. заявил, что может делать настоящий китайский порцеллан, А во Флоренции при дворе Фраическо Медичи в конце XVI века удалось получить «мягкий фарфор», который позднее окрестили «Медичи-порцелданом». Изделие из него было прозрачным, но желтоватым. На него. поверх декора из синего кобальта и маргаицово-фиолетового растительного орнамента наносили блестящую свинцовую глазурь. Тогда же оыла получена и имитация фарфора - особый род непрозрачного стекла, но очень непрочного и боящегося обжига.

В период бурного развития барокко, во второй половине XVII века многочисленную посуду из «мягкого фарфора» стала производить Франция - Ркврен в Париже, Потера в Руане. Да и знаменитая Севрская королевская мануфактура до 1777 года выпускала .тишь «мягкий фарфор».

В XVIII веке тяжелая оловянная, золотая, серебряная посуда была уже чужда дворянскому гастроном1гческому великолепию. Требования легкого белоснежного фарфора становились все настойчивее. Его открытие в Европе словно было предопределено II деШтвительно. в Саксонии. при Августе II Сильном в самом конце XVII века известный естествоиспытатель Вальтер фон Чприхауз почти добился результата. Оставшиеся после опытов графа пять кружек убедительно демонстрируют совершенно белый на изломе черепок И только приверженность Чиркхауза приемам стекольного производства помешали ему до конца выстроить весь технологический процесс производства фарфора- Это удалось его ученику Иоганну Фридриху Беттгсру.

А началось все с . алхимии. Еще будучи учеником в аптеке Цорна в Берлине Бетггер заявил, что может получать золото. следуя рецептам древних алхимиков. Это заявление быстро дошло до прусского короля, который потребовал молодого «аткпмика» к сере Кетттер испугался н убежал в Саксонню. Прусский король требовал выдачи беглеца, но Саксонии тоже нужно было золото. Беттгера помещают в Дрездене под начало графа Чирнхауза. Однако, золото все не получалось и Беттегр вновь решил Рожать Тогда ею сажают под арест в мрачные покои замка Альбрехтсбург под Мейсеном. Здесь под стражей ему пришлось вновь прюшться за опыты.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Искусство Гойи как отражение Испании на рубеже веков
Гойя – великий мастер. Даже вынуждаемый, вопреки естественным склонностям своей натуры, взяться за изучение академических правил, он извлекает из них то, что ему кажется полезным и необходимым для воплощения своего вдохновения, а именно: ...

Дальнеишее развитие Кадриoрга
Если парк с самого начала предназначался для всеобщего посещения, то дворец стал доступной достопримечательностью лишь с течением времени. Как царская резиденция дворец использовался сравнительно редко. Поэтому, начиная с 30-х годов XVII ...

Литые зеркала и приборы
Бронза широко применялась для изготовления разного рода орудий труда, оружия и для производства цельнолитых приборов и многих предметов домашнего обихода. Отливкам прикладного назначения придавали вид настоящих художественных изделий. Спо ...