Решил все, как часто это бывает, случай. Однажды Бетггер изготовил тигли для своих опытов из местной глины. После оржигя они поразительно напоминали фарфор. Однако, только напоминали. Неожиданно помогла . пудра. Дело в том. что парики в то время ноосш обильно напудренными. А так как они были огромными, то и пудра расходовалась очень быстро. От Бептера как кимика. требовали все время пополнять ее запасы. И тут знакомый кузнец, подковывая однажды лошадь, обнаружил на ее копытах
белую гакяу. Из этой тины Бепгер быстро наладил производство пудры. А потом; неизвестно почему, он пустил эту пудру из глины в замес для изготовления тягдея. После рбхлга он с удивлением обнаружил, что его новое изделие ничем не отличается от настоящего китайского фарфора.
Случилось это в 1706 году. Бепгер усиленно продолжал опыты. И в 1709 году поднес Августу II Сильному вместо золота фарфоровую вОазу. Король быстро понял, какие выгоды сулит ему владение секретом изготовления фарфора. Он щедро одарил Бептера, ввел его в дворянское достоинство и стал охранять еще строже. У саксонского монарха возникла идея построить в Дрездене Японский дворец, в котором и стены, и кровля, и все «персонажи» были бы фарфоровыми. Его даже качали делать, но помешала смерть короля.
Именно с изобретением европейского фарфора стали формироваться правила и стили сервировки дворянского стола. И как когда-то в Китае, решающее влияние на повсеместное распространение фарфора в Европе оказали входившие в XVIII веке в моду чаи и кофе.
Петр I узнал об изобретении саксонского фарфора одним из первых (видимо, от самого Августа II Сильного). Петр предпринимает отчаянные попытки догнать своего союзника. В 1717 году он приглашает ко двору из Дрездена некоего Петра Эп-ербрехта, засылает с тайным поручением к дрезденскому двору Юрия Кологривова, платит большие деньги китайском)' агенту. Но все безрезультатно. В 1744 году уже Елизавета Петровна, по рекомендации шведского двора, приглашает «для фарфоровых затек» немиа Хунгера- Помощником ему ставят молодого выпускника горной Академии во Фрайбурге Дмитрия Виноградова. Хунгер упорно ищет под Москвой белую глину, проводит многочисленные опыты, но фарфора не получает. После изгнания Хунгера за дело взялся Виноградов и в 1756 году ему удалось получить российский фарфор. Так было положено начало Императорскому фарфоровому заводу (Санкт-Петербургский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова).
Чуть позже, в 1766 году, англичанин Фрэнснс Дж. Гарднер основал под Москвой в Вербняках свою фабрику фарфора. Наладить производство помогли мастера из Тюрингии. Особенно удались Гарднеру сервизы в честь побед русского оружия, все предметы которых украшены орденскими звездами и лентами. В 1780 году фабрика переехала в Тверь, а уже в 1891 году оказалась в руках крупнейшего русского фарфорового монополиста М.С. Кузнецова.
Кроме чисто глиняных изделий и утонченного фарфора существуют и другие виды керамики. Ближе к глинам по технике изготовления располагается майолика. Так называют изделия из цветной обожженной глины, крупнопористые внутри, а сверху покрытые двумя слоями глазури. На нижний слой непрозрачной глазури с содержанием олова ангобами наносили узор. а сверху его защищали другим слоем из блестящей свинцовой глазури. Обжигали живопись на майолике при низкой температуре, что позволяло сохранять интенсивность красок.
В Европу майолика пришла через посредство арабских торговцев. Потому, возможно, и получила сове название от острова Майорка - главного центра по экспорту испано-мавританской керамики в Италии. Расцвет европейской майолики приходится на XV -
XVII века. В Италии появляется множество керамических центров: Фаэнца, Кафаджоло, Урбино, Кастельдуранте. В poccioi майолика становится известной в XVII веке. Из нее изготавливают зразцы, архитектурный декор (Москва, Ярославль). В XVIII веке становится известной майолика Гжели.
Белую майолику, изготовленную в крупнейшем керамическом центре Италии - Фаэнце - в заальлийских странах часто называли фаянсом. Однако подлинный фаянс, называемый специалистами «тонким фаянсом», рождается в Англии во второй половине
XVIII века. При изготовлении фаянса в белую глину примешивают известь. В итоге получается белое пористое изделие, которое сверху покрывают белой глазурью. В зависимости от содержания извести различают «мягкий тонкий фаянс» (с высоким содержанием извести), «средний тонкий фаянс» (со средним содержанием извести), и «твердый тонкий фаянс» (практически совсем без извести). Последний влд фаянса по виду и крепости очень напоминает фарфор или изделие из так называемой «каменной массы».
Поплярное на сайте:
Миннезингеры и их влияние на поэзию народов
Творчество трубадуров оказало формирующее влияние на европейскую поэзию. Данте знал и любил поэзию трубадуров и ввел нескольких из них в качестве персонажей в свою "Божественную комедию". "Поэзия проснулась под небом полуде ...
«Сикстинская мадонна» Рафаэля
Я смотрел на нее несколько раз; но видел ее только однажды так, как мне было надобно. В первое мое посещение я даже не захотел подойти к ней; я увидел ее издали, увидел, что перед нею торчала какая-то фигурка с пудреною головою, что эта ...
Музыкальный театр Глюка
Наибольшая впечатляющая сила опер Глюка именно в условиях театра была прекрасно осознана самим композитором, который так отвечал своим критикам: «Вам это не понравилось в театре? Нет? Так в чем же дело? Если мне удалось что-нибудь в театр ...
Навигация