В центре рисунка как бы пирамида , вершиной которой является голова Мадонны ;правую диагональ составляет протянутая рука младенца и спина коленопреклонного волхва. Левая диагональ идет через склоненное плечо Мадонны и голову еще одного склонившегося человека. Пирамиду венчает исполненная динамикой арка из людей. Символику рисунка довольно трудно понять ,можно сказать ,что картина даже перегружена этими символами. Но все же некоторые , всем известные, лежат на поверхности : разрушенные архитектурные сооружения – давно утвердившийся в искусстве символ падения язычества; пальма ,стоящая над младенцем и Мадонной, - это дерево жизни.
Над этой картиной Леонардо работал всего семь месяцев. По тем временам на написание полотна уходило на много больше времени. Поэтому, как и многие другие творенияда Винчи, «Поклонение» осталось незаконченным. Именно это состояние обнажает для нас технику кьяроскуро (моделирование света и тени , контраст света и тени ). Его интерес ,как художника не был связан с цветом или контуром ,но всегда с созданием эффекта трехмерного пространства. Кажется , что фигуры являются из тени и в тень уходят. Некоторые части выходят выпукло и различимы ,некоторые же практически неуловимы в тумане.
Приблизительно к тому же времени относится картина «Святой Иероним» .Она так же не закончена. С 1845 года занимает почетное место в галерее Ватикана , хотя в более ранний период она переживала не столь приятное положение. Кто – то разбил деревянную доску на две части , одна из которых служила в качестве столешницы; обе части порознь были обнаружены в Риме около 1820 года кардиналом Иосифом Фешем. «Святой Иерофим» очень тонко смоделирована в технике кьяроскуро , с использованием черных и белых тонов. Однако покрытие лаком в девятнадцатом веке превратило эти тона в тускло – золотистый и оливковый. Леонардо представлял святого в покаянном экстазе ,бьющим себя в грудь камнем. В ногах старца расположен лев – пасть его разинута , но ,очевидно, он не рычит , а подвывает ,исполненный состраданием к мукам Иеронима. Изнуренное тело святого дано в сложном повороте. Линии картины устремлены вниз ,начиная с ноги вверх, с левой руки – горизонтально , и все вместе сходятся в груди, на той точке, куда должен ударить камень. Очевидно Леонардо увлечен самой теорией картины. Иероним был мыслителем с очень широким кругом интересов. Жажда знаний стала для святого ,также как и для да Винчи, самым сильным искушением. Именно борьба с искушением изображена на картине.
Известна еще одна картина раннего периода творчества Леонардо. В отличае от остальных ,она сохранилась нетронутой. Но спорным является ее место написания и время . Вероятнее всего «Мадонна в скалах» относится к 1482 году. Это полотно своего рода мистическое откровение. Окружающая Мадонну обстановка не земного происхождения – вода, открытая небу пещера, дающая кров Мадонне ,Ангелу ,младенцам Христу и Иоанну. Все фигуры в высшей степени грациозны ,жесты их непринужденны, детали пейзажей правдивы на столько ,как если бы их изобразил самый искусный в живописи геолог или ботаник.
«Мадонна в скалах» полна символов и намеков ,лежащих за пределами человеческого разумения. Они являют нам Леонардо с самой загадочной стороны. Каково значение жеста ангела, указывающего на Христа и Иоанна? Преднамеренно ли пещера нарисована ввиде подобного утробе пространства ,символизирующего начало жизни? И почему Леонардо изобразил на заднем фоне изначальные природные элементы – воду ,камни и солнце? Ученые гадают над ответами на эти вопросы ,сам же Леонардо ,как и множество других художников не предпринимал усилий для того ,чтобы объяснить в этой картине хоть что – ни будь. В центре происходит возможно самая удивительная игра рук , которую когда – либо знала история искусства : защита, поклонение ,благословение , указание .Оторвавшись от центра ,становится ясно ,что в этой картине Леонардо воплотил все свои знания. Композиция картины представляет собой , как и во многих других случаях знакомую пирамиду. Как и где бы не была написана «Мадонна в скалах» ,но становится ясно ,что этим творением да Винчи ставит точку после искусства Кватроченто. он освоил его до конца и превзошел искусство Раннего Возрождения. Пройдет много лет , прежде ,чем Леонардо возьмется за новое произведение не меньшего масштаба. В 1481 году, когда Леонардо было двадцать девять лет, произошло событие, которое унизило его. Папа Сикст IV вне всякого сомнения, посовещавшись с Медичи, пригласил лучших тосканских художников для работы в Ватикане. Среди приглашенных были Боттичелли, Гириандайо, Синьорелли, Петруджо, Пинтуриккио о Козимо Россели – но не Леонардо. Почувствовав , что в зависимой от Медичи Флоренции у него нет будущего , уезжает на север Италии. В 1482 году начинает новую жизнь в Милане. Этот период длился двадцать лет и именно здесь, вдали от родины, он получил признание.
Поплярное на сайте:
Фарс
Фарс выделяется в самостоятельный театральный жанр со второй половины XV века. Однако он до этого прошел долгий путь скрытого развития. Само название происходит от латинского farta ("начинка").
Веселые масленичные представлен ...
Режиссура, кадр - основа аудиовизуального языка
Для описания феномена кино обычно вполне достаточно упоминания восторгов раннего зрителя от трепета серых листьев на ветру или ужаса от прибывающего поезда, для определения кадра — констатации его длины и ограниченности рамкой. И это все ...
Скульптура XVIII века
Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к языческому «болвану». Она ...
Навигация